На презентации доклада министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков отметил, что главный вопрос, на который предстояло дать ответ, касался качества образования в условиях пандемии:
— В начале года мы поставили перед собой сложный вопрос: что происходит с качеством образования. Общее представление было, что качество образования катастрофически ухудшилось. Но поскольку мы представляем университеты и понимаем, что наука должна дать объективный срез, мы решили подойти к этой проблеме по-научному и посмотреть со всех точек зрения, что же произошло с качеством образования в эти полтора года.
Само понятие качества образования неопределённое ни в мире, ни в России. Под качеством образования каждый понимает своё. В докладе предложено консенсусное определение качества образования и параметры, по которым его можно измерять. Представлен комплексный взгляд на качество, для его оценки проанализирована целая совокупность разного рода факторов и обстоятельств.
Исследование опиралось на результаты социологического опроса 36 тыс. студентов, в том числе 11 % иностранных, 24 тыс. преподавателей и впервые 800 родителей, что немаловажно.
Один из главных выводов доклада состоит в том, что полный перевод высшего образования на удалённый режим невозможен, поскольку это приведёт к существенному снижению качества образования. Это возможно только в отношении отдельных программ, которые человек осмысленно выбирает.
Второй вывод — сегодня становится уже нормальным отношение к смешанному обучению студентов.
За полтора года произошло не привыкание, а осознание того, что разумное сочетание очного и удалённого формата работы позволяет держать соответствующий уровень образования.
Третий вывод: критичным является уровень цифровой инфраструктуры университета для обеспечения качества образования. Отсутствие инфраструктуры и технических возможностей для эффективного смешанного обучения — это риск для качества образования.
Сильные вузы, которые много уделяли внимания не только методикам преподавания, работе с кадрами, обновлению программ и взаимоотношениям с работодателями, но и цифровым сервисам и цифровой инфраструктуре, смогли сохранить качество образования. А те вузы, которые до этого не имели программ развития, ресурсов для развития и не ставили себе такие задачи, в условиях пандемии потеряли качество образования.