— Уважаемые эксперты! Спасибо за согласие выступить в таком формате. Нам интересно поговорить именно с вами, Марат Кенесович, поскольку вы возглавляете один из ведущих технических университетов Республики Казахстан — Карагандинский государственный технический университет (ранее — Карагандинский политехнический институт), известный не только на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами, и с вами, Юрий Николаевич, как с руководителем Учебно-методического объединения вузов Казахстана по техническим специальностям. Позади 27 лет независимости РК. Высшая школа Казахстана после распада единого Союза прошла непростой путь. Что хотелось бы отметить?
М.К.: Высшая школа за годы независимости в сложных условиях постсоветских преобразований продемонстрировала гибкость и способность к адаптации к новым реалиям. Сфера высшего образования — одна из немногих отраслей, не подвергшаяся резкому сокращению. Если ранее в Советском Казахстане было около 40 вузов, то ныне 122. Несмотря на кризисные явления, удалось в целом сохранить интеллектуальный потенциал и обеспечить высокую доступность высшего образования (ежегодно примерно 80% от общего числа выпускников школ становятся студентами). Объем финансирования образования за последние 10 лет вырос более чем в 8 раз.
В Глобальном индексе конкурентоспособности Казахстан, по данным ВЭФ 2018 года, занял 59-е место среди 140 стран. В Мировом индексе развития человеческого капитала ВЭФ-2018 Казахстан занял 31-е место, в том числе 10-е место по обучению среди 157 стран. По коэффициенту интеллектуализации населения Казахстан в первой десятке стран мира. В Глобальном индексе развития молодежи Казахстан занимает 27-ю позицию среди 170 стран мира. Уровень инновационной активности увеличился за последние 10 лет с 4,8 до 9,6%. 10 казахстанских вузов вошли в рейтинг лучших университетов мира по версии QS, из них четыре — в топ-500. 25 казахстанских вузов вошли в топ-300 лучших в Восточной Европе и Центральной Азии. По уровню образования молодежи Казахстан занимает 9-е место.