По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377

Высшее образование в Казахстане: итоги, задачи, перспективы развития. Интервью с ректором Карагандинского государственного технического университета М.К. Ибатовым и руководителем Учебно-методического объединения вузов Республики Казахстан при КарГТУ Ю.Н.

Ибатов Марат Кенесович ректор Карагандинского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор, академик Казахстанской национальной академии естественных наук Казахстан, 100027, Караганда, бульвар Мира, д. 56
Пак Юрий Николаевич руководитель Учебно-методического объединения вузов Республики Казахстан при Карагандинском государственном техническом университете, доктор технических наук, профессор, академик Казахстанской национальной академии естественных наук Казахстан, 100027, Караганда, бульвар Мира, д. 56, e-mail: pak_gos@mail.ru

В интервью обсуждаются вопросы, связанные с особенностями развития образования в Республике Казахстан за годы независимости, со спецификой Карагандинского государственного технического университета, выпускающего преимущественно специалистов технических специальностей, со сложностями реформирования высшей школы в ситуации вхождения в Болонскую систему и интеграции в общеевропейское образовательное пространство. Предметом обсуждения стали также проблемы, связанные с массовизацией высшего образования, с уровнем подготовленности абитуриентов, оцениваемой по результатам ЕНТ (аналога российского ЕГЭ). Значительное внимание в беседе было уделено проблеме развития высшей школы в Республике Казахстан в условиях стремительного технологического роста ведущих стран мира и необходимости подготовки специалистов, соответствующих всем современным требованиям.

— Уважаемые эксперты! Спасибо за согласие выступить в таком формате. Нам интересно поговорить именно с вами, Марат Кенесович, поскольку вы возглавляете один из ведущих технических университетов Республики Казахстан — Карагандинский государственный технический университет (ранее — Карагандинский политехнический институт), известный не только на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами, и с вами, Юрий Николаевич, как с руководителем Учебно-методического объединения вузов Казахстана по техническим специальностям. Позади 27 лет независимости РК. Высшая школа Казахстана после распада единого Союза прошла непростой путь. Что хотелось бы отметить?

М.К.: Высшая школа за годы независимости в сложных условиях постсоветских преобразований продемонстрировала гибкость и способность к адаптации к новым реалиям. Сфера высшего образования — одна из немногих отраслей, не подвергшаяся резкому сокращению. Если ранее в Советском Казахстане было около 40 вузов, то ныне 122. Несмотря на кризисные явления, удалось в целом сохранить интеллектуальный потенциал и обеспечить высокую доступность высшего образования (ежегодно примерно 80% от общего числа выпускников школ становятся студентами). Объем финансирования образования за последние 10 лет вырос более чем в 8 раз.

В Глобальном индексе конкурентоспособности Казахстан, по данным ВЭФ 2018 года, занял 59-е место среди 140 стран. В Мировом индексе развития человеческого капитала ВЭФ-2018 Казахстан занял 31-е место, в том числе 10-е место по обучению среди 157 стран. По коэффициенту интеллектуализации населения Казахстан в первой десятке стран мира. В Глобальном индексе развития молодежи Казахстан занимает 27-ю позицию среди 170 стран мира. Уровень инновационной активности увеличился за последние 10 лет с 4,8 до 9,6%. 10 казахстанских вузов вошли в рейтинг лучших университетов мира по версии QS, из них четыре — в топ-500. 25 казахстанских вузов вошли в топ-300 лучших в Восточной Европе и Центральной Азии. По уровню образования молодежи Казахстан занимает 9-е место.

Для Цитирования:
Ибатов Марат Кенесович, Пак Юрий Николаевич, Высшее образование в Казахстане: итоги, задачи, перспективы развития. Интервью с ректором Карагандинского государственного технического университета М.К. Ибатовым и руководителем Учебно-методического объединения вузов Республики Казахстан при КарГТУ Ю.Н. . Ученый совет. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: