Сергей Васильевич Мицук, кандидат физикоматематических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и защиты информации, об авторе Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-ТянШанского, институт естественных, математических и технических наук.
Переход на дистанционное обучение высшего образования произошёл внезапно, незапланированно. В течение недели все региональные университеты вынуждены были в спешном порядке организовывать онлайн-курсы. Так или иначе, многие вузы и раньше сталкивались с такой формой обучения и даже пытались создать набор курсов в дистанционном формате. Но для одномоментного перевода всех курсов в онлайн потребовалось преодоление значительных трудностей. Проявились проблемы, которые в «мирное время» были незаметны. В то же время шоковый переход позволил оценить возможности электронного обучения преподавателями, ранее не использовавшими его в своей практике.
Возникло несколько возможных путей эффективного перехода в онлайн. Одним из путей является использование вузом собственной электронной плат-формы. А если на этой платформе вузом заранее создано большое количество курсов, то это значительно облегчает ситуацию. Но надо понимать, что даже такая платформа имеет ограничение по количеству студентов [1].
Сложнее всего пришлось региональным вузам, у которых нет наработанных онлайн-курсов по всем дисциплинам и не практиковалось обучение в дистанционной форме.
При переходе на онлайн-обучение сразу возникает проблема качественного образовательного контента в электронном виде и платформы, с помощью которой дистанционные занятия будут реализовываться.
Наличие электронной платформы — собственно, главное условие реализации учебного процесса. Для многих вузов эта проблема стала первоочередной. Наличие собственного сайта, личных кабинетов студента и преподавателя, электронного расписания, то есть всего того, что принято называть электронной образовательной средой (ЭОС), — за последние годы стало обязательным критерием существования любого российского вуза. Но возникла необходимость срочной модернизации электронной среды. Пришлось затрачивать дополнительные усилия, чтобы сделать её доступной с точки зрения временной организации занятий и обратной связи со студентами. Быстрое решение этой задачи позволило перейти к следующей проблеме — контенту!