из досье
Ирина Всеволодовна Абанкина, директор Института развития образования, кандидат экономических наук, ординарный профессор, НИУ ВШЭ
Инвестиции в человеческий капитал обеспечивают стратегические ресурсы развития общества и экономики. Образование реально становится непрерывным, именно «длинные» образовательные стратегии позволяют адаптироваться к современным вызовам, наращивать потенциал профессионального и карьерного роста. Узкая специализация и ориентированность исключительно на потребности текущего состояния рынка труда создают «тупиковые» ветви в образовательных траекториях. Мотивация на продолжение образования и мобильность позволяют преодолевать кризисные ситуации. Фундаментом для этого служит высшее образование, которое не только способствует постоянному процессу повышения квалификации, но и обеспечивает в случае необходимости профессиональную переподготовку, смену жизненных приоритетов.
Несомненно, нужно не просто обеспечить преемственность уровней образования, но и увязку с ними ступеней профессиональных квалификаций. Программы дополнительного профессионального образования и переподготовки базируются на компетенциях, которые человек получает именно в университетах. Любые ограничения в траекториях обучения приводят к потере мотивации, а вслед за ней и профессиональной мобильности. Это повлечёт за собой консервацию текущего состояния экономики и сворачивание перспектив развития.
Категории и понятия постиндустриальной экономики знаний уже проникли в ткань повседневной жизни и определяют предпочтения и поведение людей во многих странах. Изменение отношений между творчеством и экономикой, благодаря которым создаётся благосостояние в современном мире, способствует динамичному формированию креативных кластеров как в развитых, так и в развивающихся странах, прежде всего в глобальных городах. Так, по оценкам консультационной компании McKinsey, на 40% уже имеющихся рабочих мест требуются творческие люди. Ещё значительнее то, что на 70% новых вакансий нужны работники с творческими способностями.