По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Высшая степень доверия

Ключевые слова:

Дмитрий Некрасов, директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, рассказывает об основных принципах, на которых построен институт уполномоченного экономического оператора в новом Таможенном кодексе ЕАЭС.

— Почему в новом кодексе так много внимания уделено институту уполномоченного экономического оператора?

— В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза институт уполномоченного экономического оператора (УЭО) получил наибольшее развитие. По мнению Евразийской экономической комиссии, а также таможенных органов и общественности всех пяти стран ЕАЭС, это решение назрело, так как именно этот институт позволяет достичь оптимального баланса между интересами государственных контролирующих органов и интересами бизнес-сообщества. Главной задачей и одновременно главной трудностью для разработчиков норм кодекса, посвященных уполномоченному экономическому оператору, была необходимость доказать, что УЭО — это не «льготник», а помощник таможенников, лицо, которое берет на себя часть работы таможенных органов, обеспечивая достоверность декларирования товаров, полноту взимания таможенных платежей, правильность выполнения таможенных правил. Ведь по большому счету таможенным органам только это и нужно — чтобы товары были правильно продекларированы, платежи в полном объеме уплачены, меры ограничения выполнены. Чтобы это обеспечить, конечно, проще работать с теми, кто прошел предварительную проверку, кто готов открывать свою бухгалтерию, кто готов работать на принципах полного взаимодействия. УЭО — это комплексное явление, компания, имеющая данный статус, может быть одновременно таможенным представителем, таможенным перевозчиком, владельцем склада временного хранения, выполнять иные функции, относящиеся к перемещению товаров. Уполномоченный экономический оператор — это некий статус доверия, лицо, которое открыто для таможенных органов и которому в силу этого таможенные органы доверяют. В силу комплексности этого явления ему и был отдан приоритет.

— С чем связано увеличение минимального периода внешнеэкономической деятельности для компаний, претендующих на получение статуса УЭО?

— Это связано с общим подходом к развитию этого института. При работе над нормами нового кодекса, относящимися к уполномоченному экономическому оператору, мы исходили из необходимости как расширения упрощений, которые имеет обладатель свидетельства УЭО, так и некоторого ужесточения условий для получения этого статуса. Одним из ужесточающих условий стало увеличение срока предыдущей внешнеэкономической деятельности либо деятельности в сфере таможенного дела — до трех лет, за исключением таможенных перевозчиков (для них этот срок составляет 2 года). Минимальный период увеличивается для России и Киргизии, где он ранее составлял один год, а также Казахстана (ранее 2 года). Для Белоруссии и Армении этот период остался неизменным. Срок предыдущей работы экономического оператора долго обсуждался, были более жесткие предложения (до 5 лет), были более мягкие, но в ходе дискуссий и комплексного анализа стороны, в том числе представители бизнес-сообщества, участвовавшие в этой работе, пришли к выводу, что три года — наиболее сбалансированный период, позволяющий судить о деловой репутации конкретной компании: насколько достоверно она работает с бухгалтерской отчетностью, в каких взаимоотношениях она находится с таможенными и налоговыми органами и т. п. В течение одного года убедиться в этом невозможно. Почему для перевозчиков срок предыдущей работы составляет два года? Это тоже определенный компромисс, обусловленный тем, что перевозчик, даже имеющий статус УЭО, выполняет ограниченную функцию доставки товаров. Сегодня выполнение этой функции и в обычном обороте достаточно стабильно — доля недоставок крайне низка, и работа в течение двух лет уже дает представление о качестве работы перевозчика. Поэтому мы сочли данный период достаточным для этой категории лиц — без необходимости мы не вводили лишние ограничения.

Для Цитирования:
Высшая степень доверия. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: