Ярослав Кузьминов считает, что поддержка публикационной активности в вузах — важная задача. Сегодня многие университеты в регионах реализуют программы стимулирования публикаций преподавателей. 90 % из них ориентированы на российские журналы. Более 500 научных журналов России включены в глобальную базу данных SCOPUS, более 150 — в Web of Science. Огромное число авторов хотело бы публиковаться именно в таких журналах. Однако из-за недостаточного качества публикаций редакции отклоняют до 80 % заявок.
«Наши учёные в регионах часто попадают в ситуации, когда статья отклоняется научным журналом по замечаниям рецензентов. В журналах с высоким импакт-фактором это обычная практика. Времени на доработку материала у автора нет. Он перегружен и понимает, что разобраться в нюансах переоформления статьи — это дело не часа или двух. В итоге преподаватель предпочитает отдать работу в журнал попроще. Статья публикуется, но не находит отклика у читателей.
— Таких случаев множество, — отметил Ярослав Кузьминов. — Мы теряем огромное количество научных материалов, привлекших бы, возможно, интерес академического сообщества, из-за банального отсутствия опыта авторов. Так давайте начнём помогать коллегам. Эффект сразу заметим».
Чтобы усилить представленность региональных вузов в глобальном научном пространстве, нужно поддержать авторов с продуктивными идеями и научными результатами, не умеющих пока представить их в статье. В ВШЭ, например, создан Центр академического письма. Он не только помогает преподавателям университета в подготовке материалов для рецензируемых зарубежных журналов, но также организует семинары и школы для тех, кто хотел бы улучшить уровень текста. Работают подобные центры в Самарском университете, Томском политехническом университете, Томском государственном университете и ещё ряде вузов.
Ярослав Кузьминов считает, что такие программы должны быть открытыми не только для сотрудников ведущих университетов, но и для коллег из региональных вузов. Кроме того, редакции российских журналов, в том числе издаваемых лучшими вузами страны, которые проводят специальную работу по поиску качественных публикаций, могли бы предложить особые формы взаимодействия с авторами — что-то вроде «академической песочницы», где опытные редакторы помогали бы дорабатывать статьи до необходимого уровня качества.