В наши дни появляется все больше способов повысить производительность промышленного оборудования, применяя современные смазочные материалы. Не секрет, что в металлургии наработка многих агрегатов, узлов трансмиссий иустановок насчитывает десятки лет. Встречаются паровые машины, верно несущие свою службу заводу уже более века. Широко распространено оборудование, смонтированное более 30–40 лет назад. Качественное и своевременное обслуживание таких машин позволяет продлить срок их эксплуатации, сохранить рабочие характеристики и производительность. Применение высококачественных подшипников рабочих валков клетей, рольгангов прокатных станов заметно снижает количество простоев оборудования, связанных с ремонтом узлов трения. Однако современные подшипники, изготовленные с высокой точностью, позволяющие повысить интенсивность работы через увеличение скорости прокатки и силы обжатия заготовки — нагрузки на рабочие валки, требуют применения соответствующих смазочных материалов. Они должны повышать износостойкость узла трения, удерживаясь в подшипнике даже при высоких рабочих температурах в присутствии прокатной эмульсии или охлаждающей жидкости, содержащей окалину, постоянно поступающей через уплотнение.
Группы чистовых и черновых клетей являются наиболее ответственными узлами прокатного стана, надежность работы которых напрямую влияет на надежность стана в целом. Повысив износостойкость подшипников рабочих валков, расширив интервалы между инспекциями опор и подшипников, можно значительно снизить затраты на техническое обслуживание и ремонты. Подсчеты показывают, что сокращение простоев оборудования, приводит к заметной экономии средств, благодаря повышению объема выпускаемой продукции за то же время (см. таблицу).
Свойства пластичной смазки зависят от трех ее составляющих: базового масла, загустителя иприсадок. Обычно применяется минеральное базовое масло, его свойств вполне хватает, чтобы обеспечить достаточную по толщине защитную пленку между поверхностями трения. Синтетические масла с высоким индексом вязкости, например полиальфаолефины, а также минеральные масла, полученные процессом гидрокрекинга, используют для повышения свойств пластичной смазки. Такие масла позволяют смазке прокачиваться при низких температурах в тех случаях, когда магистрали трубопроводов централизованной системы подвержены воздействию низких или даже отрицательных температур.