Главную свою задачу Николай Семёнович Лесков видел в том, чтобы возжечь в людях «проблески разумения о смысле жизни», чтобы «что-нибудь доброе и запало в ум» и сердце читателя. Всей своей художественной проповедью писатель стремился приблизиться к уяснению «высокой правды» и исполнить то, чтобы «все приходили в лучший разум и в познание истины».
К великому сожалению, современное состояние нашего общества таково, что подавляющему большинству не до классиков литературы и не до чтения вообще. В качестве основного «источника познаний», по большей части вредоносного для духовно-нравственного здоровья нации, выступают телевизор и компьютер. Не выправил эту ситуацию и объявленный Годом литературы 2015 год. Точно так же, как в 2007 Год русского языка остался всего лишь помпезным ярлыком: словесных нечистот, загрязняющих и унижающих наш «великий и могучий, правдивый и свободный русский язык», с тех пор не убавилось.
Варварское притеснение русской словесности в школе привело к катастрофической тотальной безграмотности на всех уровнях нашего общества. Это примета нашего времени, неоспоримый факт. Чудовищно то, что в России этому уже мало кто удивляется и почти никто не стыдится.
Литературу в некоторых школах поспешно «проходят», ее глубинный духовный смысл не доводится до ума и сердца учеников. Недоученные или бездуховные горе-педагоги литературу преподают примитивно, поверхностно, обзорно, не требуя обязательного прочтения произведений великих русских писателей, ограничиваясь приблизительными, азбучными пересказами, навсегда отбивая охоту возвращаться к сокровищнице отечественной словесности в дальнейшем, перечитывать и постигать ее на новых уровнях «разумения о смысле жизни». В то же время среди всех остальных учебных предметов единственно литература формирует человеческую личность через воспитание души. Русская классика всегда нова и актуальна и дает возможность соединять прошлое и настоящее.
В связи с Лесковым вспоминают обычно только «Левшу» и «Очарованного странника», да и то лишь потому, что видели суррогаты этих произведений на экране. Даже на родине писателя в Орле немногие могут назвать героев лесковских книг в композиции памятника Лескову, установленного более 30 лет назад. Единственный в стране орловский Дом-музей Н.С. Лескова не был отреставрирован даже к своему 40-летию (июль 2014 года). Только после выступлений прессы местные чиновники от культуры спохватились, но лишь к 2017 году1 . И, как всегда, не успели. Так и стоял лесковский музей сирый и убогий: разрушался фундамент, растрескались и развалились каменные ступеньки, облупилась краска на деревянной обшивке окон и стен, протекала кровля, подвергая опасности бесценные экспонаты. Работы по реставрации здания потихоньку ведутся, однако не обходится без строительных выкрутасов. Архитектурный скандал разгорелся в Орле, когда градозащитники обнаружили, что каменные исторические ступеньки Дома-музея окончательно разломали и грудой свалили на заднем дворе. Демонтированную раритетную каменную лесенку заменили бетонно-тривиальным новоделом. В настоящее время «ремонт» продолжается… Единственный в стране Дом-музей Н.С. Лескова до сих пор закрыт.