По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 17

Высокая культура культурного человека: попытка систематизации феномена. о гуманитарном и социологическом подходах

Флиер Андрей Яковлевич главный научный сотрудник Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, доктор философских наук, профессор, Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2. E-mail: info@heritage-institute.ru

В статье рассматриваются особенности высокого культурного уровня сознания и поведения, носителя которого принято называть культурным человеком. Систематизируются отличительные признаки такого культурного человека, источники его высокой культуры, жизненные ситуации, в которых такой культурный уровень наиболее продуктивен. Общий вывод гласит, что высокая культура транслируется от одних носителей к другим, и иного пути ее получения нет

Литература:

1. Баев П.А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума // Социологические исследования. — 2011. — № 2. — С. 118–127.

2. Гуревич П.С. Психология элитарного образования // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 128–138.

3. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: Петроглиф, 2009. — 352 с.

4. Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция / В сб.: Интеллигенция в России. — СПб.: Книгоиздательство «Земля», 1910. — С. 294–381.

5. Современная интеллигенция: проблемы социальной идентификации: сборник научных трудов: в 3 т. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. — Т. 1. — 260 с. — Т. 2. — 296 с. — Т. 3. — 302 с.

6. Тинберген Н. Социальное поведение животных. — М.: Мир, 1993. — 192 с.

7. Филатова А.А. Концепт интеллигенция в смысловом пространстве современной русской культуры // Логос. — 2005. — № 6. — С. 206–217.

8. Флиер А.Я. Культурология в образовании и ее возможности по социализации и инкультурации личности // На пути к культурной парадигме современного образования / Редкол.: А.Я. Флиер [и др.]. — СПб.: СПбГУП, 2011. — (Ученые записки. Вып. 1). — С. 179–193.

9. Флиер А.Я. Культурология как образование: формирование культурной компетенции личности // А.Я. Флиер. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Согласие, 2010. — С. 92–122.

Мне уже неоднократно приходилось писать о том, что взгляды на культуру и профили культурологической науки делятся на два направления: гуманитарное и социологическое/антропологическое. Гуманитарное направление видит в культуре преимущественно продукцию художественного творчества, а социологическое — нормы и обычаи человеческих взаимодействий и коммуникаций. Самоочевидно, что понятие «культурный человек» относится к проблематике именно социальной культурологии.

Что же такое «культурный человек»? Чем он отличается от человека некультурного/малокультурного?

Во-первых, культурный человек должен хорошо знать и автоматически выполнять все нормы общения и взаимодействия, принятые в данной культуре, особенно в высшем ее слое (быть вежливым, воспитанным, доброжелательным, гостеприимным, отзывчивым, участливым, готовым прийти на помощь и т.п.). По этому признаку самыми культурными людьми в истории были неандертальцы, кроманьонцы и прочие жители эпохи палеолита. Их социальная активность в наибольшей мере регулировалась культурными обычаями, а в случае нарушения правил их просто уничтожали. Во всяком случае, именно так обстоят дела с поведением отдельной особи в обезьяньей стае [3], и навряд ли нравы первобытной родовой общины сильно отличались от этого.

Другое дело, что в ходе человеческой истории произошло разделение людей на разные сословия/классы, в которых нормы общения и взаимодействия уже заметно различались. Стиль социального поведения крестьянина и аристократа был разным в аграрную эпоху, так же как в индустриальную эпоху весьма разнилась бытовая культура лавочника и интеллигента. Сейчас, в постиндустриальную эпоху, в больших городах произошло заметное стилевое сближение бытовой культуры разных групп населения; но еще рано делать выводы о степени устойчивости этой тенденции. Так или иначе, но нормой культурного человека уже со времен Античности (в Европе) и древних царств (в Азии) стал признаваться набор бытовых условностей поведения и сознания, принятый в среде аристократии, а ныне — интеллигенции. Нельзя сказать, что по своим основным сущностным составляющим этот набор очень отличается от соответствующего набора обычаев крестьянской среды, но стилевые различия здесь очевидны.

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Высокая культура культурного человека: попытка систематизации феномена. о гуманитарном и социологическом подходах. Ученый совет. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: