Мне уже неоднократно приходилось писать о том, что взгляды на культуру и профили культурологической науки делятся на два направления: гуманитарное и социологическое/антропологическое. Гуманитарное направление видит в культуре преимущественно продукцию художественного творчества, а социологическое — нормы и обычаи человеческих взаимодействий и коммуникаций. Самоочевидно, что понятие «культурный человек» относится к проблематике именно социальной культурологии.
Что же такое «культурный человек»? Чем он отличается от человека некультурного/малокультурного?
Во-первых, культурный человек должен хорошо знать и автоматически выполнять все нормы общения и взаимодействия, принятые в данной культуре, особенно в высшем ее слое (быть вежливым, воспитанным, доброжелательным, гостеприимным, отзывчивым, участливым, готовым прийти на помощь и т.п.). По этому признаку самыми культурными людьми в истории были неандертальцы, кроманьонцы и прочие жители эпохи палеолита. Их социальная активность в наибольшей мере регулировалась культурными обычаями, а в случае нарушения правил их просто уничтожали. Во всяком случае, именно так обстоят дела с поведением отдельной особи в обезьяньей стае [3], и навряд ли нравы первобытной родовой общины сильно отличались от этого.
Другое дело, что в ходе человеческой истории произошло разделение людей на разные сословия/классы, в которых нормы общения и взаимодействия уже заметно различались. Стиль социального поведения крестьянина и аристократа был разным в аграрную эпоху, так же как в индустриальную эпоху весьма разнилась бытовая культура лавочника и интеллигента. Сейчас, в постиндустриальную эпоху, в больших городах произошло заметное стилевое сближение бытовой культуры разных групп населения; но еще рано делать выводы о степени устойчивости этой тенденции. Так или иначе, но нормой культурного человека уже со времен Античности (в Европе) и древних царств (в Азии) стал признаваться набор бытовых условностей поведения и сознания, принятый в среде аристократии, а ныне — интеллигенции. Нельзя сказать, что по своим основным сущностным составляющим этот набор очень отличается от соответствующего набора обычаев крестьянской среды, но стилевые различия здесь очевидны.