Когда летом 2023 года мне представилась возможность увидеть воочию ватные игрушки Ксении, прикоснуться к этой удивительной мистерии, моему восторгу не было предела. Великолепная роспись лиц, живые изгибы, изысканные полувоздушные складки, тонкие композиционные штрихи и детали, без которых невозможен глубокий образ героев. Душа ликовала, а на память приходили строки из пушкинской «Красавицы»: «гармония, все диво», «выше мира и страстей».
Ватные игрушки Ксении, которая вместе с мужем (о. Петр — священник) основала «Мастерскую имени С.И. Сенькова», при внешней простоте (а ведь «простота — это то, что труднее всего на свете» по словам Леонардо да Винчи), лаконичности и мультипликационности, — изящны и оригинальны.
На что обратила особое внимание?!
Во-первых, на историческую ретроспективу Мастерской. Известно, что елочные игрушки изначально появились исключительно как рождественские украшения. Для меня это чрезвычайно важный топос, который сегодня, к сожалению, забалтывается благочестивыми фразами, настолько же правильными, насколько и общими, а потому бессодержательными. Повсюду «новогодние» игрушки и сплошные реминисценции на советский (светский) новый год, хотя прежде именно рождественская ночь объединяла взрослых и детей, которые вместе взирали на елочку с ватными ангелочками и пастушками. Все это рождалось от желания причаститься к мистерии рождественского празднества. Игрушки Ксении как раз возвращают к теме Рождества. Наполняя теплом и волшебством, они напоминают, что жизнь неизменно соседствует с чудом.
Во-вторых, на роспись лиц. Далеко не каждый мастер сегодня может похвастать своим авторским стилем. Большинство примитивно копируют работы других, эксплуатируя одни и те же образы, уходя от высокого искусства к любительскому рукоделию. У Ксении — ярко выраженный авторский стиль. Все ее игрушки атмосферные, «живые», а потому «одухотворяют» и вдохновляют.
Наконец, обратила внимание на вату. Это ведь потрясающий материал: нежный, легкий. С ним легко работать, и при желании, из него можно слепить все, что угодно. Но, далеко не каждый мастер в полной мере раскрывает потенциал ваты как исходного материала. Ксения как раз принадлежит к той когорте мастеров, которые стараются максимально подчеркнуть сам материал, а потому использует белую или предварительно окрашенную вату.