С 1 мая 2018 года вступает в силу Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ, согласно которому изменен минимальный размер оплаты труда (МРОТ). С 1 января 2018 года его величина составляла 9489 руб., а с 1 мая 2018 года выросла до 11 163 руб. То есть рост составил 17,6%.
Понятно, что в первую очередь повышение МРОТ затронет тех сотрудников, выплаты которым производились в пределах этой суммы. Их заработная плата должна быть увеличена до минимально установленного размера. Но для бухгалтера повышение МРОТ означает также необходимость корректировок в расчетах тех сумм, которые начисляются за периоды, когда за работником сохранялся средний заработок или когда начисляются гарантированные государством выплаты. В связи с этим важно знать, какие действия должен предпринять бухгалтер в связи с очередным ростом минимальной оплаты труда.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Это положение Трудового кодекса и было выполнено, когда принималось решение о повышении с 1 мая величины МРОТ. Теперь минимальный размер оплаты труда соответствует прожиточному минимуму. Планировалось, что доведение минимальной оплаты труда до 100% произойдет только в январе 2019 года, но правительство внесло коррективы в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и профинансировало увеличение МРОТ с 1 мая 2018 года до 11 163 руб.
Трудовой кодекс в ст. 133 установил и источники финансирования роста величины МРОТ. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из федерального бюджета, за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- другими работодателями за счет собственных средств.
Поскольку прожиточный минимум может быть разным на территории различных субъектов Российской Федерации, размер минимальной оплаты труда в субъекте может отличаться от общероссийского и устанавливаться региональным соглашением о минимальной заработной плате.