Дата поступления рукописи в редакцию: 10.01.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 12.01.2024
В настоящее время, в условиях экономической нестабильности, облигации рассматриваются в качестве надежного и перспективного инструмента инвестирования. В статье рассматривается оценка процесса эмиссии корпоративных облигаций со стороны предприятий. Проводится анализ привлекательности рынка корпоративных облигаций в сопоставлении с рынком акций, для эмитента — на основе сравнения облигационного заимствования и банковского кредитования.
В 2020–2023 гг. многие крупные компании, попав под воздействие санкций, стали искать новые финансовые инструменты для привлечения инвестиций внутри страны в целях увеличения собственного капитала, финансирования деятельности. Одним из таких финансовых инструментов, приобретающих влияние, можно назвать долговые ценные бумаги — облигации.
Облигации являются надежным способом вложения средств инвестора, обладая преимуществами, если сравнивать их с другими ценными бумагами. Во-первых, облигация, как и акция, может выпускаться в свободное обращение компаниями и банками, ценная бумага может выступать объектом торговли с целью получения дохода: разницы цены покупки и продажи. Во-вторых, облигация выступает долговым документом, по которому эмитент принимает исполнение обязательств в установленные сроки независимо от своего финансового состояния, что гарантирует получение от эмитента ценной бумаги номинальной стоимости или имущественного эквивалента с получением дохода в виде процента. В-третьих, поток платежей по облигациям известен заранее: четко фиксированы время выплат и их размер [1, c. 389–390].
Эмиссия и размещение корпоративных облигаций имеют ряд особенностей, связанных с порядком предоставления документации, сроками рассмотрения заявок:
1) выпуск облигаций допускается не ранее третьего года существования общества и при условии надлежащего утверждения годовой бухгалтерской отчетности за два завершенных финансовых года;