Среди обширной фауны России выхухоль занимает особое положение, так как отличается рядом уникальных биологических характеристик. Ранее этот зверек имел промысловое значение за счет использования шкурковой продукции, а также мускусной железы, секрет которой применяли в парфюмерной промышленности (Кузнецов, 1947). Однако снижение численности вида еще в начале XX века потребовало введения чрезвычайных природоохранных мероприятий по сохранению животных в природе. Были организованы заповедники, а также проведены мероприятия по акклиматизации и реакклиматизации зверька (Ватолин, 1973; Хахин, 1973). Все это позволило к концу 1940-х годов стабилизировать численность вида, разрешив лицензионных отстрел, однако затем ситуация с благополучием популяций выхухоли ухудшилась, что снова потребовало введения запрета (с 1957 г.) на ее добычу (Хахин, 1973). В настоящее время выхухоль является редким видом, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также в Красный список Международного союза охраны природы (IUCN Red List), где ей был придан неблагоприятный статус «Endangered» (EN), что означает «вымирающий вид» (Ильяшенко и др., 2018).
Цель работы — представить общебиологические сведения, касающиеся выхухоли как вида. Обзор основан не только на анализе классических сводок, но и содержит сведения из новейших исследований. Кроме того, представлены данные по товароведению пушного сырья, а также дополнительных видов животного сырья, так как ранее велась заготовка шкурок и хвостов выхухоли.
Внешний вид. Выхухоль Desmana moschata Linnaeus, 1758 имеет валикообразное плотное тело, покрытое густым волосяным покровом (рис. 1).
Короткая шея отличается малой подвижностью. Голова оканчивается длинным коническим хоботком, служащим сенсорным органом. Чешуйчатый темно-бурый хвост ланцетовидной формы и значительной длины, на нижней поверхности у основания несет мускусную железу, продуцирующую маслянистый мускус, которым особи задними лапами смазывают волосяной покров (Юдин, 1989); запах секрета участвует в химической коммуникации (Соколов, Чернова, 2001).