В 2015–2016 годах в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина отделом природы разработана и апробирована музейная программа выходного дня «Музей для малышей» для родителей с детьми от 4 до 6 лет. Эта программа предлагает жителям города вариант совместного семейно го проведения культурного досуга, объединяя родителей и детей в музейном пространстве для совместной творческой и познавательной деятельности.
Занятия проводятся для сборных групп, участие во всех темах цикла не является обязательным, возможно выборочное посещение занятий. Количество участников регулируется предварительной записью. Максимальный состав группы — до 16 детей с непременным участием сопровождающих взрослых. Несмотря на то что рекомендуемый возраст детей был заявлен от 4 до 6 лет, по факту в программе принимают участие ребята от 1 года до 8 лет.
Каждое занятие посвящено одному из представителей животного или растительного мира, обитающему или ранее обитавшему в Самарской области. Они проводятся в экспозиции отдела природы и состоят из двух частей: краткая экскурсия-беседа и мастер-класс. Общая продолжительность занятия — около часа, структура мероприятия не допускает утомления дошкольников.
Первая часть занимает не более 15 минут. Участники знакомятся с особенностями героя каждого занятия, рассматривая его внешний облик в экспозиции. Экскурсовод использует дополнительные предметы из фондов музея и специальный иллюстративный материал (фотографии, рисунки с сюжетами из сказок и мультфильмов). По возможности подбираются такие подлинные природные объекты, которые дети могут потрогать руками. На занятиях используются загадки, стихи, цитаты из детских литературных произведений и сказок. Это важно, так как дети в этом возрасте лучше понимают и запоминают ту информацию, которая проходит через их чувства, рождает яркие образы и вызывает ассоциации.
Экскурсия проводится в форме беседы, вопросы к детям предполагают обязательный ответ. Музейный сотрудник акцентирует внимание на правильных высказываниях. При работе с дошкольниками большая часть информации элементарна и очевидна, чтобы малыши могли самостоятельно ответить на вопросы, опираясь на собственный опыт или наблюдения. Очень важно, чтобы дети сводили воедино имеющиеся у них знания, суммируя собственный опыт. Но не отменяется и новая информация, не известная большинству и не явная для визуального восприятия. Главное, чтобы нового материала было немного.