• Использовать кризис как возможность.
В сложных экономических и политических ситуациях, как правило, потребности покупателя меняются. В такие периоды рынок нуждается в особых продуктах и услугах, которые зачастую остаются востребованными и после трудных времен.
Первым кризисом, из которого мы вышли победителями стал Ковид. До 2020 г. компания «Таливенда» успешно экспортировала произведенные товары в Европу — нашим основным покупателям. С приходом пандемии логистика резко остановилась, а судьба бизнесов HoReCa и кофейного вендинга была под вопросом. Однако появился внутренний спрос на размешиватели для кофе в индивидуальной упаковке, так как потребитель стал остро беспокоиться о здоровье и гигиене. Обладая самым крупным парком оборудования и лучшими технологическими возможностями по производству данного вида продукта, мы стали абсолютными лидерами России в этом направлении. Размешиватели в индивидуальной упаковке до сих пор являются нашими бестселлерами, ведь привычка выбирать безопасность осталась. Мы стали восстанавливать экспорт и осваивать страны СНГ. Наша компания стала первой и единственной российской компанией, вышедшей на европейский рынок с размешивателями из березы, что неоднократно было отмечено в зарубежных изданиях. Так, мы заняли существенную долю рынка Европы в деревообрабатывающей промышленности.
Следующим кризисом стало изменение политической ситуации в 2022 году: отрасль деревообработки попала под санкции. Перед нами встала задача оперативно переориентироваться на отечественный рынок. Участие в отраслевых выставках и публикации в медиа помогли оперативно познакомиться с основными игроками рынка и повысить узнаваемость бренда. Тем не менее, мы не перестали уделять внимание экспортному направлению. Мы пробовали сотрудничать с партнерами из Казахстана, Узбекистана, Сербии. После анализа некоторых ошибок, мы нашли надежных партнеров в Турции, готовых представлять нашу продукцию на европейском рынке. Сейчас у «Таливенды» масштабные цели работы и на российском, и на зарубежном рынке.