Окончание. Начало в № 7/2019
Приложение 11
Ввиду того что большинство мышц голени своими длинными сухожилиями оканчиваются на плюсневых костях и фалангах пальцев стоп, массаж голени должен начинаться от кончиков пальцев. Массировать только стопу или голень не следует.
При массировании нижних конечностей массажные движения рекомендуется компенсировать физическими упражнениями, выбор и характер которых определяются специальными показателями.
Растирание подошвы стопы. И.п.— одна нога на полу, массируемая согнута, нижней частью голени лежит на колене другой ноги. Самомассаж производится сжатой в кулак кистью. Растирания выполняются энергично в направлении от пальцев ноги к пятке и обратно. Повторить 3–5 раз.
Движения стопы. И. п. — сидя поперек скамейки, руки в упоре сзади за дальний край скамейки. Нога немного поднята и не касается пола. Счет 1 — согнуть стопу. Счет 2 — разогнуть. Повторить 3–5 раз.
Движения пальцев ног. И. п. — как в упражнении 4. На счет 1 — согнуть пальцы ног. На счет 2 — разогнуть. На счет 3–5 — пошевелить пальцами. Повторить 3–6 раз.
Приложение 12
Управление вниманием. Способность длительно удерживать внимание на предмете собственной деятельности особенно важна при однообразии рабочих движений и окружающей обстановки. Тренировки внимания начинают с концентрации на реальных монотонно движущихся объектах (секундная, затем минутная стрелки часов), затем на простейших, обязательно «неинтересных» предметах (карандаш, пуговица и др.). Далее переходят к сосредоточению внимания на характере и частоте собственного дыхания, на ощущениях в какой-либо части тела. Упражнения повторяются несколько раз в день, начиная с одной минуты, и постепенно удлиняются до 4–5 мин.
Оперирование чувственными образами. Выработку навыков произвольного сосредоточения внимания на чувственных образах начинают с того, что реальные предметы, используемые в первом упражнении, заменяют воображаемыми. От простых чувственных образов переходят к более сложным. Причем эти представления должны быть почерпнуты из реально пережитого жизненного опыта, а не абстрактных построений, в противном случае они будут лишены необходимой степени действенности. Это могут быть, например, зрительные образы (летний день с зеленой лужайкой, берег моря с ритмичным шумом волн, голубое небо с парящей чайкой и пр.), сочетающиеся с соответствующими физическими ощущениями (тепла, освежающего ветерка) и внутренними переживаниями (расслабленность, безмятежность, покой). Многочисленные вариации таких представлений обусловливаются индивидуальными особенностями личности, имеющимся запасом представлений и задачей тренировок. Затем отрабатываются навыки реализации представлений тяжести и тепла, распространяющихся с отдельных участков (рук, ног) на все тело.