— Максим Анатольевич, как известно, безработица в России сейчас низкая. Это хорошо или плохо? Можно расслабиться или есть подводные камни, на которые мы можем натолкнуться?
— Мы никогда и не расслаблялись. В 2016 г. нами был реализован пакет мер по поддержке 34 регионов — в основном тех, где есть точки напряжения, проблемы на крупных предприятиях, например, автомобильной промышленности, вагоностроения. На софинансирование программ временной занятости, переобучения персонала направили из федерального бюджета более 2 млрд руб. Это позволило регионам оперативно реагировать на меняющиеся обстоятельства, поддерживать испытывающие трудности компании, а работникам — получать новые квалификации и дополнительную занятость, сохраняя рабочее место и зарплату.
Помогать предприятиям сохранить кадры в сложной ситуации — крайне нужное дело: работодатели очень часто говорят, что сложно найти квалифицированных работников и вновь приходящие на предприятие люди требуют вложения денег и знаний. Когда работников приходится сокращать, а после улучшения экономической ситуации вновь набирать и обучать — это ведет к большим дополнительным издержкам. Сегодня кадровая тема стала настолько важной, что работодатели более бережно и ответственно относятся к подчиненным, некоторые даже создают службы по охране здоровья работников.
Если говорить о безработице, официально в службе занятости зарегистрировано сейчас менее 900 тыс. человек, а общая безработица — чуть более 4 млн человек. Это меньше, чем в 2015 г. На уровень безработицы влияет в том числе демографический фактор — численность россиян в трудоспособном возрасте снижается. Региональным властям надо самим больше внимания уделять программам переобучения, а не просить деньги на пособия — здесь они, надо сказать, пока шалят. Когда мы передавали субъектам полномочия в сфере занятости, они тратили больше денег на активные программы. И сейчас мы ориентируем их на то, чтобы они предусматривали средства на программы переобучения, временные работы.