По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621

Выбор Т-образной схемы замещения асинхронного двигателя* (По материалам конференции)

Сатпаев Д. С. кафедра «Электроснабжение промышленных предприятий», Омский государственный технический университет, г. Омск
Иващенко А. В. кафедра «Электроснабжение промышленных предприятий», Омский государственный технический университет, г. Омск
Новикова С. Ю. кафедра «Электроснабжение промышленных предприятий», Омский государственный технический университет, г. Омск
Розинкин Д. А. кафедра «Электроснабжение промышленных предприятий», Омский государственный технический университет, г. Омск
Планков А. А. канд. техн. наук, старший преподаватель, кафедра «Электроснабжение промышленных предприятий», Омский государственный технический университет, г. Омск

Обоснован выбор Т-образный схемы замещения асинхронного двигателя при оценке устойчивости узлов систем электроснабжения с асинхронной нагрузкой. При исследовании статической устойчивости узла с асинхронной нагрузкой расчеты необходимо выполнять для Т-образной схемы замещения асинхронного, что позволит повысить точность расчетов критического напряжения, которая имеет большое значение для предприятий промышленности.

Литература:

1. Иванов-Смоленский А. В. Электрические машины. В 2 т. Том 1: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство МЭИ, 2004. — 656 с.

2. Винокуров М. Р., Моисеенко А. А., Масловцева Н. Ю. Повышение точности расчета вращающего момента асинхронного двигателя с учетом поверхностного эффекта в стержнях ротора // Вестник ДГТУ (Днепродзержинск). — 2011. — № 5.

3. Вольдек А. И., Попов В. В. Электрические машины. Машины переменного тока. — СПб.: Питер, 2008. — 350 с.

4. Планков А. А. Учет несинусоидальности напряжения при исследовании устойчивости узлов систем электроснабжения с асинхронной нагрузкой: Авторефер. дис. канд. техн. наук. — Омский государственный технический университет. — 2013. —22 с.

5. Планков А. А., Осипов Д. С., Бубнов А. В. и др. Влияние электроприемников, искажающих синусоидальность формы кривой напряжения и тока, на значение критического напряжения при оценке устойчивости узла с асинхронной нагрузкой // Омский научный вестник. — 2011. — № 3. — С. 225–228.

* По материалам XIX Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия», г. Новосибирск, 2014 г.

При исследовании статической устойчивости узла с асинхронной нагрузкой с целью определения характеристик асинхронного двигателя (АД) и исследования его статической устойчивости необходимо рассчитать параметры АД, для чего используется схема замещения двигателя.

Наиболее полно характеристики АД и эффекты, происходящие в нем, отражает Т-образная схема замещения асинхронной машины (рис. 1). Она позволяет найти точные расчетные формулы для всех величин, характеризующих электромагнитные процессы в машине [1]. Т-образная схема замещения состоит из трех цепей: статорная цепь, роторная цепь и цепь намагничивания. Электромагнитными параметрами при анализе Т-образной схемы замещения являются активное сопротивление R1 и индуктивность L1 статора, активное сопротивление R2` и индуктивность L2` ротора, активное сопротивление Rm и индуктивность Lm цепи намагничивания.

Однако в инженерных расчетах для упрощения математических операций используют Г-образную (рис. 2) и упрощенную Г-образную (рис. 3) схемы замещения АД [1, 2].

Данное упрощение производится на основании анализа соотношений между параметрами Т-образной и Г-образной схем замещения [1]. В ходе анализа Г-образной схемы замещения АД ветвь намагничивания «выносится» к месту приложения напряжения Ud. При переходе от Т-образной схемы к Г-образной используется коэффициент преобразования [3], что может вносить погрешность в расчет параметров АД. При расчете Г-образной схемы изменение нагрузки не влияет на намагниченный ток, и, следовательно, в номинальном режиме он оказывается завышенным примерно на 5% [1].

При изучении статической устойчивости асинхронной нагрузки Г-образная схема замещения обычно упрощается [4]. Упрощенная Г-образная схема замещения достаточно точна только при идеальном холостом ходе: скольжении s = 0 [1]. В схеме не учитываются: коэффициент преобразования, активное сопротивление ветви намагничивания Rm, реактивное сопротивление статора X1, активное сопротивление статора R1 = 0. В результате чего может возникнуть погрешность при вычислении токов, перетоков активных и реактивных мощностей в АД.

Для Цитирования:
Сатпаев Д. С., Иващенко А. В., Новикова С. Ю., Розинкин Д. А., Планков А. А., Выбор Т-образной схемы замещения асинхронного двигателя* (По материалам конференции). Электроцех. 2014;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: