Натурные контрольные испытания конструкций затруднены, а зачастую вообще неосуществимы. При этих условиях особую важность для комплексной оценки их работоспособности приобретает расчет прочностных и деформативных свойств конструкций.
Наибольшее влияние на точность результатов расчетной оценки (на уровне статического расчета) имеет адекватность принимаемой схемы действительной. Это обусловливает необходимость внимательного отношения к моделированию местоположения каждого элемента в общей схеме, его конструктивных особенностей и выявленных дефектов.
Напряженно-деформированное состояние конструкций и частей здания от совместного влияния всех нагрузок представляет собой сложную картину. В общей системе конструкций происходит перераспределение усилий, взаимное ограничение перемещений, накопление остаточных деформаций. В связи с вероятностным распределением нагрузок и их воздействий существует много вариантов взаимного влияния конструкций. Важным фактором в общей картине технического состояния является неопределенность жесткостных характеристик несущих элементов, сопряжений конструкций, изменения которых обусловлены проявившимися деформациями, накопившимися повреждениями конструкций.
В процессе эксплуатации в узлах опирания, стыках и швах появляются продольные и поперечные смещения конструкций относительно друг друга, происходит образование и раскрытие трещин, накопление остаточных деформаций. Но, как правило, в пределах допустимого изменения эксплуатационных нагрузок конструкции приспосабливаются и работают практически упруго. Поэтому изменение и перераспределение внешних нагрузок влияют на уже сложившееся напряженно-деформированное состояние, а расчетные схемы необходимо рассматривать с возросшей податливостью сопряжений конструкций, в том числе фундаментов и грунтов оснований.
Для учета выявленных дефектов и повреждений используются разнообразные приемы математического моделирования. Выбор зависит от конкретного случая, наиболее эффективные из них основываются на варьировании жесткостных характеристик элементов систем и узлов их сопряжения. При этом традиционное разделение сопряжений на два основных типа — «шарнир» и «заделка» — является недостаточным. Количественная оценка податливости узловых соединений и их влияние на прочность и деформативность системы конструкций — один из важных вопросов при разработке расчетных схем.