Несмотря на активное внедрение в хирургическую практику эндовидеохирургических методов лечения, пластика пахового канала по Лихтенштейну у больных с паховыми грыжами является одним из наиболее распространенных видов хирургических вмешательств [2, 4]. Для пластики пахового канала применяются различные типы синтетических имплантатов, отличающихся по своему химическому составу, пространственной структуре и характеру плетения нити [1, 7, 11]. При этом рациональный и обоснованный подход хирурга к выбору материала для имплантации зачастую определяет не только особенности течения раневого процесса, но и качественные показатели жизни пациентов в отдаленном послеоперационном периоде [6, 12].
В настоящее время в практической герниологии получили широкое применение синтетические имплантаты, не требующие шовной фиксации к тканям [9, 13]. При этом, несмотря на наличие многочисленных исследований их эффективности [3, 5, 8, 10, 14], остаются нерешенными некоторые вопросы использования «самофиксирующихся сеток». Необходимо дальнейшее изучение их влияния на течение отдаленного послеоперационного периода и проведение сравнительной оценки качества жизни больных, оперированных с применением разных типов имплантатов.
В связи с этим целью настоящего исследования явилось сравнение результатов лечения больных с паховыми грыжами, которым проводилась пластика пахового канала с применением различных типов фиксации полипропиленовых имплантатов, а также разработка алгоритма выбора используемого имплантата для хирургического вмешательства.
Отдаленные результаты лечения были изучены у 97 больных с паховыми грыжами, которым было выполнено грыжесечение с пластикой пахового канала по методике Лихтенштейна имплантатами с различной физикохимической структурой. Наличие рецидивной и пахово-мошоночной грыжи являлось критерием исключения из исследования.