Введение. Пища предназначена для утоления голода. К концу ХХ века достижениями омик-технологий установлены связи хронических метаболических заболеваний с несбалансированным питанием, а к пищевой продукции стали относится как к эффективному средству поддержания здоровья. Питание признано практически единственным средством, пролонгирующим видовую принадлежность жизни на 25-40% и на 80% здоровье человека. В Российской Федерации на государственном уровне признано, что школьное питание должно организовываться с позиции здорового питания. В этом свете актуальна задача наличия в меню свежих овощей, фруктов и ягод, как источников макронутриентов, витаминов, минеральных и минорных нутриентов, которые обеспечивают рост и развитие растущего организма, влияют в значительной степени на риск развитие алиментарных заболеваний, риск метаболического синдрома, ожирения, диабета, сердечно-сосудистых и многих других заболеваний [1].
Независимо от региона, проблемы в сфере школьного питания страны являются общими. Школьным меню во многих областях свойственно однообразное питание. Особо остра ситуация с наличием фруктов и овощей в школьном меню. Данное обстоятельство объясняется объективными причинами. Так, более 70% территорий страны относятся к зоне рискового земледелия, с коротким сельскохозяйственным сезоном. Почти во всех областях страны на завтрак если и есть фрукты, то это яблоки. Иногда в меню включены бананы, мандарины. Только в нескольких южных регионах школьникам предлагают яблоки, персики, груши.
В качестве напитков почти все школьные меню сдержат сладкий чай. Только в нескольких южных регионах яблочный, персиковый, грушевый соки и нектары, готовят компоты и кисели из яблок, из смесей фруктов и сухофруктов. Таким образом, для многих регионов актуальным является обеспеченность школьников витаминами [2].
Мониторинги организации школьного питания на нескольких уровнях проводимые в последние годы показали, что обучающиеся предпочитают среди блюд рациона картофельное пюре с котлетой, макароны, борщ, молочные каши, плов, творожную запеканку [3]. Долгосрочное потребление блюд школьного питания способствует дефициту ряда веществ и обуславливает необходимость обогащения продукции для школьных рационов витаминами и минеральными веществами.