По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 664.4:664.8/.9

Выбор и обоснование рецептуры и витаминов фруктово-орехового батончика для школьников

Лапин А.В. ФГБОУ ВО «Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)», Москва, Россия
Ливинский А.А. ООО «Семушка», Москва, Россия
Портнов Н.М. ООО «Агентство КАПИТАН», Москва, Россия

Долгосрочное потребление блюд школьного питания способствует формированию дефицита ряда биологически активных веществ и обуславливает необходимость обогащения продукции для школьных рационов витаминами и минеральными веществами. Рассмотрены существующие торговые формы витаминов. Не смотря на их разнообразие, употребление каждой формы витаминов имеет ряд ограничений. Вариантом увеличения потребления школьниками витаминов может быть разработка и внедрение в меню обогащенных продуктов. На основе изучения роли витаминов в человеческом организме, сравнения витаминно-минерального состава орехов для обогащения были выбраны витамины в количестве суточной нормы потребления для детей на батончик (по нижнему пределу, %): витамин С в количестве 90 мг и витамин А в количестве 400 мкг рет. экв. на батончик. На основании проведенных исследований обоснован выбор основных ингредиентов и витаминов С и А для обогащения, а также обоснована калорийность фруктово-орехового батончика.

Литература:

1. Печурин А.А. Использование акустической заморозки при разработке новых продуктов и блюд из винограда для школьного питания [Электронный ресурс] / А.А. Печурин, С.А. Ливинская // Плодоводство и виноградарство Юга России. — 2021. — № 69(3). — С. 257–274. — DOI: 10.30679/2219-53352021-3-69-257-274 (дата обращения: 17.12.2023).

2. Климашевский И.В. Разработка методики оценки органолептической ценности фруктов, ягод и овощей, замороженных в условиях акустической заморозки [Электронный ресурс] / Климашевский И.В., Балаболин Д.Н., Печурин А.А. и др. // Плодоводство и виноградарство Юга России. — 2022. — № 74(2). — С. 204–221. — DOI: 10.30679/2219-5335-2022-2-74-204-221 (дата обращения: 17.12.2023).

3. Салогубова Н.В. Анализ результатов социологического исследования по выявлению уровня удовлетворенности обучающихся горячим школьным питанием в Воронежской области. / Н.В. Салогубова, Л.В. Здоровцова, С.А. Ливинская // Товаровед продовольственных товаров. — 2022; — 3. DOI:10.33920/igt-01-2203-05. (дата обращения: 17.12.2023).

4. Тырсин Ю.А. Витамины и витаминоподобные вещества: учебное пособие / Ю.А. Тырсин, А.А. Кролевец, А.С. Чижик. — Москва: ДеЛи плюс, 2012. — 202 с.

5. МР 2.3.1.0253-21 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: Методические рекомендации. — М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021.— 72 с.

6. ГОСТ Р 54059-2010. Продукты пищевые функциональные. Ингредиенты пищевые функциональные. Классификация и общие требования. — URL: https://internet-law.ru/gosts/gost/50895/ (дата обращения: 17.12.2023).

7. Коденцова В.М. Витаминология: от молекулярных аспектов к технологиям витаминизации детского и взрослого населения / В.М. Коденцова, Н.В. Жилинская, Б.И. Шпигель // Вопросы питания. — 2020. — Т. 89, № 4. — С. 89–99. — DOI: 10.24411/0042-88 системами менеджмента безопасности FSSC 22000.33-2020-10045.

8. Портнов Н.М. База нутриентов USDA SR27 по-русски. — 2015. — URL: http://www.1cp.ru/sr27/ar_ sr27. (дата обращения: 17.12.2023).

Пища предназначена для утоления голода. К концу ХХ века достижениями омик-технологий установлены связи хронических метаболических заболеваний с несбалансированным питанием, а к пищевой продукции стали относится как к эффективному средству поддержания здоровья. Питание признано практически единственным средством, пролонгирующим видовую принадлежность жизни на 25-40% и на 80% здоровье человека. В Российской Федерации на государственном уровне признано, что школьное питание должно организовываться с позиции здорового питания. В этом свете актуальна задача наличия в меню свежих овощей, фруктов и ягод, как источников макронутриентов, витаминов, минеральных и минорных нутриентов, которые обеспечивают рост и развитие растущего организма, влияют в значительной степени на риск развитие алиментарных заболеваний, риск метаболического синдрома, ожирения, диабета, сердечно-сосудистых и многих других заболеваний [1].

Независимо от региона, проблемы в сфере школьного питания страны являются общими. Школьным меню во многих областях свойственно однообразное питание. Особо остра ситуация с наличием фруктов и овощей в школьном меню. Данное обстоятельство объясняется объективными причинами. Так, более 70% территорий страны относятся к зоне рискового земледелия, с коротким сельскохозяйственным сезоном. Почти во всех областях страны на завтрак если и есть фрукты, то это яблоки. Иногда в меню включены бананы, мандарины. Только в нескольких южных регионах школьникам предлагают яблоки, персики, груши.

В качестве напитков почти все школьные меню сдержат сладкий чай. Только в нескольких южных регионах яблочный, персиковый, грушевый соки и нектары, готовят компоты и кисели из яблок, из смесей фруктов и сухофруктов. Таким образом, для многих регионов актуальным является обеспеченность школьников витаминами [2].

Мониторинги организации школьного питания на нескольких уровнях проводимые в последние годы показали, что обучающиеся предпочитают среди блюд рациона картофельное пюре с котлетой, макароны, борщ, молочные каши, плов, творожную запеканку [3]. Долгосрочное потребление блюд школьного питания способствует дефициту ряда веществ и обуславливает необходимость обогащения продукции для школьных рационов витаминами и минеральными веществами.

Для Цитирования:
Лапин А.В., Ливинский А.А., Портнов Н.М., Выбор и обоснование рецептуры и витаминов фруктово-орехового батончика для школьников. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: