Аккумуляторная батарея (АКБ) является одним из важных элементов электрооборудования автотракторной техники, от технического состояния которой зависит готовность техники в период полевых работ. Срок службы АКБ составляет 3–5 лет и зависит от качества технического обслуживания батарей, правильной эксплуатации и хранения. Практика эксплуатации АКБ в хозяйствах показывает, что несоблюдение этих требований существенно снижает срок службы батарей и увеличивает количество отказов. Снизить количество отказов АКБ возможно только при их своевременном диагностировании. Для решения данной задачи необходимо, используя методы и средства диагностирования, определить текущее техническое состояния (ТТС) АКБ. ТТС позволит охарактеризовать аккумулятор как исправный или неисправный, работоспособный или неработоспособный, через параметры технического состояния и/или качественные признаки.
Известно, что техническое состояние АКБ определяется следующими параметрами: напряжением аккумулятора без нагрузки и под нагрузкой, плотностью электролита до и после разряда, температурой электролита. А также наличием или отсутствием следующих качественных признаков: осыпание активной массы положительных и отрицательных пластин, коробление и рост пластин, изменение уровня и цвета электролита, белые пористые пятна на положительных электродах, преждевременное газообразование при заряде [1]. Указанные выше параметры батарей являются качественными признаками проявления неисправностей.
Неисправности АКБ условно можно разделить на две группы: механические и электрические (приводящие к коротким замыканиям или разрыву электрической цепи внутри АКБ). Указанные неисправности АКБ и их качественные признаки приведены в таблице.
Существующие на сегодняшний день методы и средства диагностирования АКБ позволяют определить только некоторые неисправности (см. таблицу). На практике для определения ТТС наиболее часто применяются нагрузочная вилка и ареометр. Как известно, нагрузочная вилка и ареометр позволяют определить только несколько параметров технического состояния: напряжение аккумулятора без нагрузки и под нагрузкой, изменение плотности электролита. Нагрузочная вилка не позволяет более полно оценить ТТС АКБ и ответить на вопрос, исправен или нет аккумулятор, без указания причины неисправности.