Основное отличие дизельного двигателя от бензинового заключается в способе подачи топливно-воздушной смеси в цилиндр и ее воспламенения.
В зависимости от конструкции камеры сгорания, существует несколько типов дизельных двигателей:
— Дизель с неразделенной камерой (двигатель с непосредственным впрыском). Камера сгорания выполнена в поршне, а топливо впрыскивается в надпоршневое пространство. Недостаток подобной схемы — трудность изготовления высокооборотных дизелей, повышенный шум.
— Дизель с разделенной камерой: топливо подается в дополнительную камеру. В большинстве дизелей такая камера (вихревая, связанная с цилиндром специальным каналом) работает так, чтобы при сжатии воздух, попадая в вихревую камеру, интенсивно закручивался. Это способствует хорошему перемешиванию впрыскиваемого топлива и подаваемого воздуха и самовоспламенению смеси. Такая схема считается оптимальной и используется примерно в 90% современных дизель-электростанциях.
Выбор необходимо делать между низкооборотистыми двигателями (1500 об/мин) и более шумными, работающими на 3000 об/мин. «Быстроходные» двигатели дешевле, легче и меньше, но, кроме шума, отличаются высоким расходом топлива и меньшим ресурсом. Для круглосуточной круглогодичной работы подходят электростанции, оборудованные только низкооборотистыми двигателями.
Использование в строительстве дизель-генератора мощностью 15–20 кВт и более снимает проблему дефицита мощности. Это позволяет строительной бригаде использовать грузоподъемную технику с электроприводом и дополнительные электроинструменты, например электрическую лебедку типа МВ-600 мощностью 1,3 кВт, мачтовый электроподъемник, более мощные электродрели и другие инструменты.
Одновременно мы получаем возможность не закрывать глаза на бытовые потребности бригады строителей и приобрести штатные тепловентиляторы, холодильник, бытовую и кухонную технику.
Характерно, что электрогенераторы повышенной мощности (примерно от 15 кВт) чаще выпускаются в трехфазном исполнении (линейное напряжение — 380 В, фазное — 220 В); это требует от электрика определенного искусства для уравновешивания нагрузки между фазами.