Для начала необходимо разобраться с типами абразивных материалов. Их можно разделить на две большие группы: абразивы «по-сухому» и водостойкие абразивы, работающие только с водой.
Такое акцентирование внимания сделано не случайно. Вода в случае работы «по-мокрому» предназначена не столько для более эффективного удаления продуктов шлифования (что тоже важно), сколько для размягчения клеевого слоя, удерживающего абразивные зерна. Материал устроен таким образом, что абразивное зерно при работе постоянно находится в движении, подставляя все новые и новые грани. Это обеспечивает более долгую жизнеспособность материала и создание на поверхности корректной риски. Что произойдет, если такие водостойкие абразивы использовать «по-сухому»?
Во-первых, произойдет более интенсивный износ зерна, поскольку у жестко приклеенного абразива не будет возможности двигаться и практически моментально произойдет его «засаливание». Но самым главным будет создание более глубокой, грубой риски, не соответствующей градации, как минимум на шаг ниже заявленной.
В реальной жизни это происходит следующим образом. Не раз наблюдал, как при финишном шлифовании абразивом Р-2000 перед полировкой у дефектовщика заканчивается «замоченная» бумага, и он для вышлифовывания очередной соринки берет из пачки новый лист и «на сухую» удаляет дефект. Визуально отличить риску, оставленную сухим водостойким абразивом, от предварительно замоченного сможет далеко не всякий квалифицированный специалист. А рядовой работник, да еще в производственной суматохе, вообще на такие мелочи внимания не обращает. Деталь уходит на полировку и почти сразу же возвращается. Такие риски на свежем покрытии практически неудалимы. Это место приходится перешлифовывать. Пример более чем нагляден, но ошибка эта, как вы заметили, поправима.
Некорректная риска обязательно проявится если не сразу после сушки лака, то через неделю-другую эксплуатации автомобиля. Обойтись «малой кровью», как в примере с полированием, уже не получится. Придется полностью перекрашивать деталь. Еще раз хотелось бы напомнить: база наносится после обработки грунта абразивами с зерном Р-500 или Р-600 «по-сухому» и Р-800 и Р-1000 «по-мокрому». Разница в величинах зерна абразивов, как видите, немалая. Глубина риски от «мокрого» абразивного материала всегда будет больше, т. к. постоянная подача воды обеспечивает дополнительный вынос снятого материала, а само зерно на ней находится только в двух связующих составах — основном и покрывающем и не укрыто третьим слоем стеарата (состав, предохраняющий абразив от чрезмерного засаливания), как на «сухой». Кроме того, для водостойкого абразива применяют в основном зерна карбида кремния, твердого, с острыми режущими кромками материала, оставляющего за собой риски с рваными краями. А для «сухих» абразивов используют оксид алюминия (корунд), риска от которого практически правильной клиновидной формы, легко заполняемой последующими слоями ЛКМ. Ну и последний штрих: шлифовка поверхности с помощью роторно-орбитальной шлифовальной машины позволяет не только увеличить производительность, но и гарантированно улучшить качество поверхности на 20–30%. Мы всегда получим меньшую риску по сравнению с работой тем же абразивом вручную. К слову сказать, использование абразивов «по-мокрому» в последнее время значительно сократилось, уступая место более прогрессивному и производительному «сухому» методу, оставляя за собой лишь небольшую зону мелких гаражных мастерских. Уже подсчитано, что использование «сухого» метода увеличивает производительность труда в два с лишним раза, а с применением машинного шлифования теми же абразивами — в четыре-пять раз. Единственное, о чем придется позаботиться при переходе с «мокрого» метода на «сухой», так это о качественной системе пылеудаления. Их выпускается много, и каждый может подобрать для себя что-нибудь подходящее для поставленных на данном участке задач, загруженности и размеров своего кошелька, естественно.