По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Выбираем самоуправление вместо управления

Е. ШУГРИНА: ПРОЕКТИРУЕМ БУДУЩЕЕ: ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ[footnote]1[/footnote]

Местное самоуправление всегда является аполитичным, решающим вопросы непосредственного жизнеобеспечения интересов своего территориального коллектива. Не случайно с принятием закона о поправке произошла весьма примечательная рокировка в части полномочий: полномочия по общественному порядку исключили, но добавили полномочия по доступности медицинской помощи (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации). Восстановлена логика «кесарю кесарево» — за безопасность отвечает государство, а за непосредственное жизнеобеспечение — местное самоуправление. Уместно напомнить, что оказание первичной медицинской помощи и в дореволюционное время связывалось именно с местным уровнем; деятельность земств была основана на трех китах — муниципальной статистике, муниципальном образовании и муниципальном здравоохранении. Названная тенденция не является чисто российским трендом.

Так, в рекомендациях Всемирного форума местных и региональных лидеров (Мехико, 20 ноября 2010 года) говорится, что «сильное местное самоуправление является существенным элементом как для экономического и социального прогресса, так и для демократии». Поскольку же управление городами, поселками, районами и поселениями сегодня становится решающим фактором в определении результатов публичной политики, в рекомендациях отмечается необходимость поставить во главу угла проблем развития обеспечение для местных и региональных органов «правильных юридических задач, ресурсов и возможностей», создание «эффективной системы многоуровневого управления, в которой все уровни — от глобального до местного — работают сообща, чтобы решить общие проблемы и учиться вместе». И это новые реалии, общемировой тренд.

Одним из краеугольных для местного самоуправления вопросов является, каким бы странным это ни показалось, вопрос взаимоотношений федеральных и региональных органов государственной власти. У этого вопроса есть несколько аспектов.

Во-первых, многозначность термина «местное самоуправление» делает и многозначным ответ на вопрос, в чьем ведении находится регулирование местного самоуправления. На первый взгляд ответ кажется очевидным — в совместном ведении (ст. 72 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем еще в 1996 году Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 30.05.1996 № 13-П сформулировал очень важную позицию, существенно влияющую на разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления.

Для Цитирования:
Выбираем самоуправление вместо управления. Глава местной администрации. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: