Федеральным законом от 9 ноября 2024 г. № 381-ФЗ предусмотрено введение в ТК РФ статьи 351.8 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда». Верно ли, что исходя из содержания статьи, наставничество в сфере труда не может входить в должностные обязанности работника и в любом случае подлежит обязательной отдельной оплате? Или если оно изначально входит в должностные обязанности, то не подлежит отдельной оплате?
Будут ли относиться к наставничеству в сфере труда, подлежащему отдельной оплате, следующие должностные обязанности работников:
• участие в адаптации, обучении новых работников;
• проведение обучение для всех работников отдела, ответы на вопросы, консультации работников;
• руководящие обязанности работника по управлению подразделением (в том числе помощи в адаптации, обучение)?
Действительно, с 1 марта 2025 года вступает в силу Федеральный закон от 9 ноября 2024 г. № 381-ФЗ (далее — Закон № 381-ФЗ), которым глава 55 ТК РФ дополнена статьей 351.8 ТК РФ.
На наш взгляд, заслуживающим внимание фактом является то, что изначально предполагалось включение положений, регулирующих отношения по наставничеству, в ст. 60.2 и ст. 151 ТК РФ. Осуществление функций наставничества рассматривалось в качестве поручаемой работнику дополнительной работы по такой же профессии (должности) в виде расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Однако во втором и третьем чтении Государственной Думой РФ была принята иная редакция законопроекта, согласно которой положения о наставничестве были выделены и сформулированы в отдельной статье, полностью посвященной особенностям регулирования отношений сторон по наставничеству. Это может свидетельствовать о том, что законодатель не квалифицирует работу по наставничеству исключительно в качестве дополнительной работы.