Вузы могут и должны стать центрами притяжения отраслевых специалистов, площадкой для инноваций, но для этого необходимо, чтобы они стали эффективными и привлекательными и в науке, и в отношениях с бизнесом, и во взаимодействии со студентами. Что для этого надо сделать? Платформой для развития диалога на эту тему образовательного и экспертного сообществ, государственных институтов и бизнеса является Московский международный салон образования (ММСО) с его программой «Новая экосистема образования», которая без преувеличения является связующим звеном в построении экосистемы образования.
Своими размышлениями и примерами успешных кейсов поделилась Елена Апанович, заместитель министра образования Иркутской области.
Главная задача — сделать так, чтобы абитуриенты, выпускники школ оставались в регионах, находили себе достойное место работы на местных предприятиях. В Иркутской области более шестидесяти предприятий работают с вузами таким образом, чтобы студенты, которые обучаются по специальным программам, смогли себя реализовать в рамках работы конкретного предприятия. Предлагаются разные форматы обучения — это и базовые кафедры на предприятиях, и целевое обучение, и отложенные трудовые контракты, организация стажировок и практик. Возможности достаточно большие для того, чтобы студент нашел себя, уже обучаясь в университете, определился с конкретным рабочим местом, заранее познакомился «изнутри» и в деталях со своей будущей профессией.
Важно, что подобная информация доводится и до абитуриентов, и до школьников более младшего возраста в рамках проектов по ранней профориентации. Вузы совместно с предприятиями находят новые интересные, большей частью интерактивные формы работы со школьниками. Например, в Иркутске успешно работают несколько конвергентных классов Национально-исследовательского технического университета. Есть достаточно масштабный опыт профессиональных проб и стажировок, которые идут в организациях высшего образования и находящихся в их структуре колледжах.