По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.115(37)

Вузовское образование в условиях трансформации государства: потребности страны и возможности нации

Панищев Алексей Леонидович кандидат философских наук, доцент, профессор РАЕ, Курский институт кооперации (филиал) БУКЭП, г. Курск

В статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы, касающиеся сферы высшего образования, которое исследуется как составляющая часть общегосударственной жизни. В работе подчёркивается, что любая система высшего образования может функционировать только при определённом интеллектуальном развитии нации.

Литература:

1. Дипломатический словарь. Т 1. — М., 1985.

2. Кант И. О сосуществовании злого принципа с добрым, или об изначальном злом в человеческой природе // Кант И. Собр. соч. В 6-ти тт. Т. 4. Ч. 2. — М., 1965. — С. 5–58.

3. Лихачёв Д.С. Три основы европейской культуры и русский исторический опыт / Д.С. Лихачёв // Наше наследие. — 1991. — VI. — С. 15–16.

4. Панищев А.Л. Человек и род: от естественного права к прайдовому // Фундаментальные исследования / А.Л. Панищев. — 2007. — № 12. — С. 34–46.

5. Панищев А.Л. Проблема соотношения естественного и позитивного права: от естества человека к прайду хищника / А.Л. Панищев. — Курск: ООО «Мечта», 2012. — 264 с.

6. Панищев А.Л. Cмертная казнь в зеркале русской культуры и философии / А.Л. Панищев // Успехи современного естествознания. — 2007. — № 5. — С. 23–29.

7. Панищев А.Л. Христианское государство и человек: аксиологическое измерение / А.Л. Панищев // Гуманизм социальный, либеральный и религиозный: проблема диалога: Материалы Республиканской очно-заочной научной конференции с международным участием, посвященной 75-летию Тюменского государственного университета (г. Нижневартовск, 17 ноября 2005 г.). — Нижневартовск: Нижневартовский экономико-правовой институт, 2006. — С. 169–178.

8. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства / В.С. Петров. — Л., 1971. — 164 с.

9. Петров В.С. Тип и формы государства. / В.С. Петров. — Л., 1967. — 120 с.

10. Флоренский П. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / П. Флоренский. — М.: АСТ, 2003. — 640 с.

11. Panischev A. Pride law problem in human society / A. Panischev // International Journal of Experimental Education. — 2008. — № 3. — Montenegro, Bar. — P. 116.

Следует отметить, что в адрес современного высшего образования в России нередко слышится ряд критических замечаний, касающихся отдельных его составляющих. Бурные обсуждения целесообразности введения ЕГЭ, разного рода изменения в учебных программах вузовских специальностей, поднимаемые вопросы различных поколений бакалавриата являются важными дискуссионными темами, но вместе с тем они подчинены решению одной проблемы — состоянию образования в целом. Продолжая данную тему, хотелось бы подчеркнуть то, что сфера образования развивается как часть государственной жизни и антропологического бытия, а поэтому невозможно разрешить противоречия и проблемы в системе образования исключительно в его — образовательном — поле. Образование произрастает из культуры и в своём развитии оформляется в социальные и государственные институты. Степень интенсивности и характер развития образования зависят не только от характера общей государственной политики или волеизъявления конкретных чиновников, но также и от ряда других факторов, носящих в большей степени культурологический и антропологический характер.

Одним из важнейших показателей возможности нации является её человеческий потенциал, включающий в себя совокупность антропологических качеств, которые возможно реализовать. Среди таковых значительное место отводится интеллектуальным качествам населения страны. Именно от интеллектуального развития общества в целом зависят и его возможности в самых различных областях жизнедеятельности, включая образовательную сферу. Любые образовательные технологии в системе высшего образования (и не только высшего) безотносительно учёта их особенностей могут проявить себя в той или иной форме исключительно на фоне ряда условий, связанных с характером умственного развития нации, предполагающий наличие определённого уровня эрудиции, словарного запаса, багажа знаний абитуриентов и студентов.

Активные дебаты, развернувшиеся вокруг вопроса относительно введения ЕГЭ по окончании средней общеобразовательной школы, а также по изменениям в учебных вузовских программах имеют в своей перспективе продуктивный характер только в том случае, если общий образовательный уровень современных молодых людей соответствует пройденной ими учебной программе. Подчеркнём: ЕГЭ — это всего лишь форма итогового контроля. Разумеется, у данной формы есть определённые минусы, но есть и плюсы. Однако, если, к примеру, в вузовской аудитории не находится ни одного студента, знающего даты основных событий, связанных с историей Отечества, знакомого с творчеством хотя бы одного русского художника или композитора, помнящего впервые применившую ядерное оружие страну, то возникает закономерный вопрос: следует ли во всех бедах просвещения винить единственно систему ЕГЭ? Ведь ЕГЭ — это лишь итог проведённой работы и учащегося, и учителя. Так, неспособность многих студентов самостоятельно — и в письменной, и в устной форме — правильно, ясно излагать свои мысли (даже описательного характера) приводит, например, к тому, что на семинарских занятиях вузовская подготовка нередко сводится к повторению школьных азов. Попытка студента дать ответ на поставленный вопрос — это чаще всего чтение по тетради. Впрочем, надо заметить, техника чтения у некоторых студентов оставляет желать лучшего. Действительно, учебные программы, связанные с вузовской подготовкой специалистов, к примеру, в области инженерии, могут дать позитивный результат, если студентам нет необходимости объяснять закон Ома или Максвелла-Фарадея; в противном случае даже самая лучшая вузовская учебная программа окажется нерезультативной. При интеллектуальной деградации значительной части студенческой молодёжи любая форма итогового контроля вынужденно будет сводиться к фикции; любые меры руководства по обеспечению информационной безопасности в вузах во время экзаменов будут ориентированы чаще всего на документальную отчётность.

Для Цитирования:
Панищев Алексей Леонидович, Вузовское образование в условиях трансформации государства: потребности страны и возможности нации. Юрист ВУЗа. 2016;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: