Первый немаловажный момент: выставка — результат выпускного курса магистерской программы «Практики кураторства в современном искусстве» Музея современного искусства «Гараж» и Высшей школы экономики. Второй — произведения современного искусства присутствуют на равных с естественно-научными экспонатами на постоянной экспозиции Дарвиновского музея.
Данная программа, экспериментальная и инновационная, рассчитана на два года. Вызовом к ее созданию стали изменения, произошедшие за последние годы в музейной сфере.
События выставки происходят в недалеком будущем. Нейросеть «Зигота», призванная собирать и обрабатывать данные по биоинженерии и генетике, по ошибке отнесла произведения современного искусства к живым существам. Художники, участвующие в выставке, предлагают взглянуть на мир нечеловеческих существ, систематизировать их и вообразить несуществующий музей. В экспозицию войдут произведения различных медиумов (скульптура, видео-арт, графика, инсталляция, фотография, перформанс), которые вместе составят «Музей искусственной истории».
В настоящий момент специфика работы музейного сотрудника не носит как раньше сугубо искусствоведческий характер, скорее — универсальный. Музейный сотрудник, занимающийся выставочной деятельностью, проводит еще и кураторскую, исследовательскую, издательскую, архив ную, менеджерскую и фандрайзинговую деятельность. Обучение проводится на платной основе, но всегда есть возможность получения грантовой поддержки, софинансирования и оплачиваемых стажировок.
Так, выпускной работой курса в этом году стал выставочный проект в Государственном Дарвиновском музее. Постоянная экспозиция любого традиционного музея — сложившаяся территория смыслов, в которую допускать что-либо извне весьма и весьма проблематично, если не невозможно. Пример с Государственным Дарвиновским музеем показателен. Объективности ради стоит отметить, что диалог традиционного искусства, традиционного музея научно-естественного профиля (и не только его) существует уже не первый год.