заведующая кафедрой социологии труда и экономики предпринимательства, ИнЭФБ, кандидат социологических наук, Башкирский государственный университет, г. Уфа, nazarovava@mail.ru
Елена Валентиновна Терелецкова,
доцент кафедры социологии труда и экономики предпринимательства, ИнЭФБ, кандидат социологических наук, Башкирский государственный университет, г. Уфа, tereletskova@mail.ru
Согласно Атласу новых профессий, разработанному в 2014 г. Агентством стратегических инициатив и бизнес-школой «Сколково», на рынке появляется такая новая профессия, как «разработчик образовательных траекторий». Это профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажёров, симуляторов, стажировок и др. и на их основе разрабатывающий образовательный трек с учётом психотипа, способностей и целей отдельного человека [4].
На наш взгляд, общественный запрос на данную профессию назрел давно, и особенно остро — со стороны вузов, показателем результативности деятельности которых уже давно и повсеместно является процент трудоустройства выпускников. При этом здесь можно говорить об образовательных траекториях как части более важных — карьерных траекторий. Именно разработка карьерных траекторий студентов начиная с первого курса — залог успешного решения задачи их трудоустройства.
К сожалению, сегодня трудовой потенциал молодёжи подвергается коррозийному воздействию безработицы и низкой оплаты труда. Так, в Республике Башкортостан молодёжь 14– 29 лет составляет половину от всех граждан, ищущих работу через государственную службу занятости населения, подростки 14–17 лет — четвёртую часть. Среди безработных граждан молодёжь в возрасте 16–24 лет на начало 2017 г. составляла 7,7%, 25–29 лет — 11,1% [6].