Инженер – выдающийся продукт исторического развития. Инженерное дело возникло закономерно и развивалось, отражая конкретные этапы социального прогресса. Основная функция инженерного сообщества – соединить производство с научными знаниями, воплотив последние в технические средства и технологические процессы.
Во второй половине ХХ в. стало ясно: оснащенность инженера научными знаниями – это лишь необходимое условие его профессиональной деятельности. В наше время оно требует соответствующей надстройки в виде специфического отношения к знаниям. Стандарты ХХI столетия требуют от квалифицированного инженера, наряду с определенной оснащенностью знаниями, сформировавшегося активного поиска знаний, исключающего дискретность во времени. Учеба не завершается защитой диплома, напротив, нынешний диплом – всего лишь сертификат на право сделать его обладателя инженером.
В современных условиях в ином свете предстает и универсальная задача инженерных вузов. На первый план выступают воспитательная составляющая образовательного процесса, умение педагогов и организаторов работы вуза сформировать у студентов потребность в знаниях. По всей видимости, в ближайшее время качество деятельности вуза будет определяться именно этим параметром. Востребованными окажутся инженеры, способные своевременно реагировать даже не на новые, а на новейшие знания.
«Студентов надо учить не мыслям, а мыслить».
Перестройка мышления инженера неизбежна, и практическую инициативу здесь должна проявить высшая школа, модернизируя учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности, но главное – акцентируя подход не на сумму знаний, как сейчас делается, а на необходимость учиться всю жизнь. Студентов надо учить не мыслям, а мыслить. Если мы не сменим существующую практику, может наступить кризис инженерного образования.
В научной литературе и официальных документах новый склад инженерного мышления называется обычно инновационным. Определение «инновационное мышление» достаточно современное и хорошо вписывается в контуры научно-технического прогресса. Однако сегодня отсутствует определенность в толковании этого понятия, что препятствует взаимопониманию и формированию ясной и конструктивной установки для его практической реализации.