По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378:37.03

Вуз и инновационное мышление инженера

Верескун В. Д. канд. техн. наук, доцент, ректор, Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
Постников П. М. канд. техн. наук, доцент, проректор по учебной работе, Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
Мишин Ю. Д. канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой «Философия», Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

Перестройка мышления инженера неизбежна, и практическую инициативу здесь должна проявить высшая школа, модернизируя учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности, но главное – акцентируя подход не на сумму знаний, как сейчас делается, а на необходимость учиться всю жизнь.

Инженер – выдающийся продукт исторического развития. Инженерное дело возникло закономерно и развивалось, отражая конкретные этапы социального прогресса. Основная функция инженерного сообщества – соединить производство с научными знаниями, воплотив последние в технические средства и технологические процессы.

Во второй половине ХХ в. стало ясно: оснащенность инженера научными знаниями – это лишь необходимое условие его профессиональной деятельности. В наше время оно требует соответствующей надстройки в виде специфического отношения к знаниям. Стандарты ХХI столетия требуют от квалифицированного инженера, наряду с определенной оснащенностью знаниями, сформировавшегося активного поиска знаний, исключающего дискретность во времени. Учеба не завершается защитой диплома, напротив, нынешний диплом – всего лишь сертификат на право сделать его обладателя инженером.

В современных условиях в ином свете предстает и универсальная задача инженерных вузов. На первый план выступают воспитательная составляющая образовательного процесса, умение педагогов и организаторов работы вуза сформировать у студентов потребность в знаниях. По всей видимости, в ближайшее время качество деятельности вуза будет определяться именно этим параметром. Востребованными окажутся инженеры, способные своевременно реагировать даже не на новые, а на новейшие знания.

«Студентов надо учить не мыслям, а мыслить».

Перестройка мышления инженера неизбежна, и практическую инициативу здесь должна проявить высшая школа, модернизируя учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности, но главное – акцентируя подход не на сумму знаний, как сейчас делается, а на необходимость учиться всю жизнь. Студентов надо учить не мыслям, а мыслить. Если мы не сменим существующую практику, может наступить кризис инженерного образования.

В научной литературе и официальных документах новый склад инженерного мышления называется обычно инновационным. Определение «инновационное мышление» достаточно современное и хорошо вписывается в контуры научно-технического прогресса. Однако сегодня отсутствует определенность в толковании этого понятия, что препятствует взаимопониманию и формированию ясной и конструктивной установки для его практической реализации.

Для Цитирования:
Верескун В. Д., Постников П. М., Мишин Ю. Д., Вуз и инновационное мышление инженера. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2015;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала