По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Вся правда о пленэрах

Ключевые слова:

В этой статье Екатерина Осипович, художник и автор арт-блога paintingrussia.com, расскажет, как и с какими материалами лучше всего отправляться на пленэр. Весна задерживается, но к моменту ее прихода нужно быть во всеоружии!

Пленэр — это природная среда, в которой работает художник. «Трендсеттерами» в этой области стали живописцы барбизонской школы, которые завели обыкновение делать эскизы на улице, дорабатывая их потом в мастерской. Чуть раньше к вылазкам на природу пристрастились британцы Джон Констебль и Ричард Паркс Бонингтон. Хотя обычно эта заслуга приписывается импрессионистам, и это неслучайно — ведь именно они сделали пленэры мейнстримом.

Спрашивается: в чем смысл? Неужели дома не рисуется? Сравните картины импрессионистов и, скажем, малых голландцев — и все станет ясно. Только на пленэре пейзаж будет по-настоящему легким и искренним, наполненным воздухом, светом и жизнью. Картина, написанная при искусственном освещении, с большей долей вероятности получится «грузной», с неестественной или даже неприятной цветовой гаммой. Солнечный свет приподнимает предметы над землей, делая их невесомыми, а свет комнатной люстры — напротив, погружает их на дно, облепляет слоем тины.

Можно, конечно, сделать несколько снимков местности и набросок, а дома написать по нему картину. Тогда Вам понадобится фотоаппарат и минимальное количество материалов. Но если Вы за чистоту эксперимента, то вот несколько пленэрных идей:

  • Маркеры. Один из самых удобных вариантов! Все, что Вам понадобится — скетчбук, маркеры и, возможно, капиллярные и гелиевые ручки.
  • Карандаш. Еще проще, но только если графика вас не утомляет. Плюс понадобится нож для точки карандаша (а если без снобизма — точилка), ластик и, конечно, скетчбук.
  • Капиллярная ручка. Ей проще, чем карандашом, создавать скетчи, которые выглядят завершенными и полноценными. Но, может быть, возникнет желание добавить цвет? В таком случае возвращаемся к пункту 1.
  • Акварель. Не самый сподручный вариант: понадобятся краски, кисти, бумага, палитра (которой в экстремальных условиях может служить крышка от коробки с красками), стакан для воды и, самое неудобное — сама вода. Если Ваш акварельный блокнот (именно его рекомендуется использовать, причем форматом не более Ане имеет твердой подложки, то пригодится еще и планшет. Проблему решает какой-нибудь водоем неподалеку от места пленэра. Либо подстрахуйтесь маленькой бутылочкой.
  • Акварельные карандаши. Менее громоздкая альтернатива предыдущего варианта. Хорошенько упакуйте их в коробку, чтобы стержни не разбились! Кисть и бумага тоже понадобятся, вода в минимальном количестве, хватит и четверти стакана. Акварельные карандаши хороши тем, что могут играть две роли в зависимости от Вашего настроения и наличия воды: с их помощью можно создавать как карандашные скетчи, так и акварельные. Или, если воды на месте пленэра не найдется, сделайте размывку дома постфактум.
  • Акрил. Плюс в том, что им можно писать без воды. А минус — в том, что это «мертвая» краска. Нет в ней души, и даже обаянию природы будет трудно пробудить то, чего попросту нет. Из необходимого — краски (продаются в том числе в крошечных тюбиках), холсты (можно взять даже размером с фотографию 10х15), кисти, палитра или то, что может ее заменить.

А если не получается отказать себе в удовольствии взять на пленэр масло, несмотря на все неудобства? Можете воспользоваться советом художника Олеси Кущенко, который она дает в своем интервью: «Если в масляную краску добавлять немножечко льняного масла (только специальное, которое для масляных красок, а не пищевое), то картины сохнут быстрее. Написала, дала верхнему слою схватиться — это дает возможность нести картину и меньше пачкаться. Если она упадет и перевернется, на ней не останется так много следов».

Для Цитирования:
Вся правда о пленэрах. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: