Вступил в силу приказ Минздрава России от 2 июня 2015 г. № 290н (зарегистрирован в Минюсте России 24.08.2015, регистрационный № 38647), утверждающий типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога.
Типовые отраслевые нормы времени, утвержденные приказом, разработаны Минздравом России в соответствии со статьей 161 Трудового кодекса Российской Федерации по результатам фотохронометражных исследований деятельности указанных врачей-специалистов, проведенных в 2014 году Центральным научно-исследовательским институтом организации и информатизации здравоохранения Минздрава России в пилотных субъектах Российской Федерации.
Необходимо особо отметить, что подобные фотохронометражные исследования для целей нормирования труда медицинских работников не проводились в отечественном здравоохранении с 1970-х годов и с 2014 года возобновились на плановой основе.
Для врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, нормы времени (в виде числа посещений на 1 час работы) были утверждены приказом Минздрава СССР от 23.09.1981 № 1000 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений». В последующем, в связи с расширением прав главных врачей, приказом Минздрава СССР от 22.07.1987 № 902 данные нормы были признаны утратившими силу, однако продолжали использоваться в качестве информационных материалов для расчетов потребности во врачебных кадрах, необходимых для удовлетворения объемов помощи, предусмотренных Территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Типовые отраслевые нормы времени носят рекомендательный характер и предназначены для определения потребности во врачебных кадрах в рамках формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на уровне субъекта Российской Федерации, а также для установления конкретных норм труда врачей-специалистов, принимаемых работодателем непосредственно в медицинских организациях локальными нормативными актами с учетом организационно-технических условий и мнения представительного органа работников, что предусмотрено статьей 162 Трудового кодекса Российской Федерации.