По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Вспоминая старые кадры

Мария Мироненко Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»

2019 год — особый для «Малых Корел». Это год 55-летия со дня основания одного из крупнейших музеев под открытым небом в Российской Федерации. Каждый юбилей является прекрасным поводом вспомнить примечательные страницы истории музея, одной из которых является съемка здесь художественных фильмов. Автор статьи вспоминает ленты, которые были сняты на территории музея на протяжении многих лет.

Север всегда привлекал внимание кинематографистов. Территория музея «Малые Корелы» представляет собой уже готовые к съемкам декорации. Великолепные пейзажи, просторные рубленые избы, оригинальные интерьеры, старинные храмы и колокольни, мельницы — замечательная фактура для съемок.

Как нельзя лучше подходит музей для того, чтобы снимать здесь сказки, как классические, по мотивам русского фольклора, так и созданные на основе произведений северного сказочника Степана Писахова.

Первым художественным фильмом, снятым на территории музея «Малые Корелы», была волшебная сказка «Ледяная внучка» (1980, режиссер Борис Рыцарев), созданная по мотивам сказки «Снегурочка». Однако ее сюжет довольно сильно отличается от классического. В этой сказке у «Снегурочки» есть сестры, у каждой из которых свое имя и мастерство, а самую младшую из сестер зовут Любаша. Полюбился Любаше гончар Гридя, однако, увидев красавицу, местный князь решил на ней жениться, хитростью заманил девушку в свои хоромы. Но превратил Царь Зимы Любу в ледяную царевну. И только любовь гончара вновь отогрела ее сердце.

При съемке этого фильма кинематографистов привлекли главным образом замечательные по красоте малокорельские пейзажи северной природы и северной деревни.

В 2005 году режиссеры Т. Эсадзе и А. Басов сняли фильм «Лесная царевна». В его основу была положена русская народная сказка «Поди туда, не знаю куда», все события которой на самом деле происходили под Новый год и снились маленькой девочке.

В этом фильме роли тридцати трех богатырей сыграли пограничники из сержантской школы казарм, известной в Архангельске как «Красные казармы». На доспехи для богатырей понадобился целый автобус. Один из архангелогородцев, участвовавший в съемке, вспоминал: «Представляете, каково париться в 22-килограммовой кольчуге, шлеме и с копьем наперевес?».

Известный архангельский краевед-архитектор Юрий Барашков не только помогал съемочной группе в качестве консультанта, но и сыграл в картине сказочного знахаря. Большую роль в подготовке съемок оказали сотрудники службы учета и хранения памятников и природных ландшафтов музея. Ими было сделано огромное количество реквизита: «кабацкие» столы, лавки, вешала, ульи, оружие темных сил — рогатины, а также созданы сказочные ворота и сказочные ветряки, которые прекрасно смотрелись в фильме на фоне пейзажей Белого моря.

Для Цитирования:
Мария Мироненко, Вспоминая старые кадры. Музей. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: