По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Все выше, и выше, и выше»

Ключевые слова:

В Москве в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция Руслана Давыдова, первого заместителя руководителя ФТС России, вице-председателя Совета Всемирной таможенной организации, посвященная созданию в стране электронной таможни.

Пресс-конференцию первый заместитель руководителя ФТС России, вице-председатель Совета Всемирной таможенной организации Руслан Давыдов начал с презентации, в которой представил главные итоги работы ФТС за последние несколько лет по внедрению электронных технологий, таких как электронное декларирование, предварительное информирование, управление таможенными платежами в электронном виде, «Личный кабинет участника ВЭД», автоматизация таможенных процессов, в том числе авторегистрация деклараций на товары и автоматический выпуск товаров. Результаты этой работы действительно впечатляют: например, по поставкам, не попадающим под систему управления рисками, время осуществления таможенных операций при выпуске товаров сократилось с 48 часов до 1 часа 36 минут при импорте и с 4 часов до 47 минут при экспорте, объем экспортных деклараций, зарегистрированных в автоматическом режиме, сегодня составляет уже 52 %. Такие показатели были бы невозможны без внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия, отметил спикер, добавив, что таможенники, применяющие межведомственный электронный обмен по каждой декларации, являются в этом плане лидерами, опережая даже банки. «Для того чтобы взять кредит, человеку в любом случае надо являться в банк лично, а мы не запрашиваем у декларанта те сведения по декларации, которые есть в СМЭВ», — подчеркнул Руслан Давыдов.

Поскольку тема пресс-конфе­ренции была заявлена следующим образом: «Как внедрение электронной таможни поможет России укрепить позиции в рейтинге Doing Business», выступающий представил последние данные Всемирного Банка — в 2017 г. РФ поднялась на 40 позиций до 100-го места (со 140-го места в 2016 г.). Во многом на позицию РФ в рейтинге повлияли реформы, проведенные ФТС, в частности упрощен порядок уплаты таможенных платежей (посредством использования централизованного учета уплаченных таможенных пошлин, налогов и иных платежей на едином лицевом счете участника ВЭД), внедрен электронный транзит, ускорены процедуры экспорта и импорта в морском порту Большой порт Санкт-Петербург (в рамках эксперимента), разработан и запущен электронный сервис по предоставлению участнику ВЭД информации о выпущенных товарах в режиме онлайн. Что касается собственно рейтинга Doing Business, представитель ФТС отнесся к нему довольно скептически, пояснив, что оценка Всемирного Банка носит узко секторальный характер: оценивается только импорт запчастей и экспорт одного из главных для страны товаров (в случае России — стали). Отсюда столь частые появления парадоксальных результатов замеров ВБ, например, для импорта срок таможенного оформления — 14 часов, для экспорта — 72 часа. «Хотя даже далекому от таможенной тематики человеку ясно, что процедура таможенного оформления при импорте гораздо сложнее, чем при экспорте», — заметил Руслан Давыдов. Также он разъяснил, чем объясняется странность иерархии позиций в этом рейтинге: почему, скажем, Белоруссия и Армения занимают места выше РФ. «Хитрость в том, с кем ты торгуешь, — сказал Руслан Давыдов. — ВБ в последние годы изменил оценку: если раньше измерялись параметры при отправке товаров в любую страну, то теперь — в страну главного торгового партнера. В этом смысле Белоруссии повезло: у нее главный торговый парт­нер — Россия, с которой у нее нет таможенной границы, поэтому РБ в рейтинге замкнула тридцатку стран-лидеров. В этой тридцатке все страны, у которых нет таможенной границы с главным торговым партнером, соответственно, у них сроки всех замеряемых параметров нулевые. Так что, для того чтобы занять в рейтинге по показателю международной торговли место в первой тридцатке, страна должна не иметь таможенной границы с ведущим партнером». И Армения, которая тоже располагается выше России, имеет главным партнером нашу страну, но ей повезло меньше — там есть «кусочек» таможенной границы (нужно проехать через Грузию), поэтому в тридцатку лидеров она не попала. У России же по импорту запчастей главный партнер — Германия, по экспорту стали — Италия, то есть в обоих случаях имеется таможенная граница. «Впрочем, при этом мы справляемся довольно неплохо, — отметил Руслан Давыдов. — Так вот, для того чтобы нам попасть в лидеры этого рейтинга, наверное, самый правильный ответ — надо развивать торговое сотрудничество в ЕАЭС, чтобы кто-то из стран Союза стал нашим главным торговым партнером и обнулились все показатели».

Для Цитирования:
«Все выше, и выше, и выше». Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: