По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Все экземпляры, начиная со второго, уничтожаются». О судьбе фондов Государственного музея революции в 1940–1950-х годах

Александр Калмыков главный научный сотрудник Государственного музея политической истории России

Мы продолжаем знакомить читателей со знаковыми событиями в истории Государственного музея политической истории России.

Литература:

1. Государственный музей революции. Краткий путеводитель по музею. — Л., 1927. — С. 49–58.

2. Артёмов Е.Г. Опыт прошлого, взгляд в будущее // ГМПИР: 90 лет в пространстве истории и политики. 1919–2009. Материалы научной конференции, посвященной юбилею Государственного музея политической истории России. — СПб., 2010. — С. 9.

3. Государственный музей революции в Ленинграде. Краткий путеводитель по отделам: Империализм и империалистическая война, Февральская революция, Октябрьская революция, Гражданская война. — М., 1933. — С. 30.

4. ЦГАЛИ. Ф.Р-385. — Оп. 1. — Д. 12. — Л. 15.

5. Артёмов Е.Г. К вопросу о периодизации история Музея Великого Октября (1919–1988) // Первый историко-революционный: Материалы конференции, посвященной 70-летию музея. — Л., 1989. — С. 30–31.

6. Архив ГМПИР. Дело «Акты и переписка о списании экспонатов, выдаче и приеме экспонатов на постоянное и временное пользование, о передаче документов в архивы и о завершении работы по проверке наличия музейных фондов». Далее: Архив ГМПИР, Дело «Акты и переписка о списании экспонатов». К сожалению, архивные дела Государственного музея революции, в Архиве Государственного музея политической истории (ГМПИР) не имеют сквозной нумерации, поэтому листы дел, содержащие цитируемые документы нами, здесь и далее не указываются.

7. Калмыков А.Г. Технология «исправления истории» (Судьба «политически вредных» материалов в фондах Государственного музея политической истории России // Английская набережная, 4: Ежегодник С.-Петербургского научного общества историков и архивистов 2000. — СПб., 2000. — С. 319–340.

8. Архив ГМПИР. Дело «Акты и переписка о списании экспонатов».

9. Там же.

10. Архив ГМПИР. Описи музейных предметов французской, польской и русской коллекций, переданных Государственный Эрмитаж.

11. Архив ГМПИР. Дело «Акты и переписка о списании экспонатов».

12. Цамутали А.Н. Из воспоминаний о Музее революции в Ленинграде (1950-е гг.) // ГМПИР: 90 лет в пространстве истории и политики. — СПб., 2009. — С. 215.

Истоки утраты львиной доли коллекции Государственного музея революции (ГМР) нужно искать не в тяжелейшие годы блокады и не в первое послевоенное время, когда музей течение 4–5 лет лишался по нескольку десятков экспонатов каждый год, а много раньше.

Странно, что начало постепенного оскудения одного из крупнейших музеев СССР, которому предоставили 8 тысяч квадратных метров в самом центре бывшего императорского Зимнего дворца, пришлось лишь на 1935 год, что советская власть так долго терпела очаг разнопланового музейного показа революционного движения в России с начала XIX века, да еще в контексте общеевропейского развития этого процесса, о чем говорила заглавная буква «Р» в названии музея.

Просто удивительно, что создание нового музея с самого начала оказалось в руках энтузиастов, принадлежавших к самым разным революционным течениям: от анархистов до большевиков еще старой закалки. Многие из экспонатов второй половины XIX – начала XX века были дарами революционеров различных направлений и в первых экспозициях мирно уживались друг подле друга, как уживались в Совете музея народовольцы Н.А. Морозов, А.В. Прибылев, А.П. Прибылева-Корба, В.Н. Фигнер, М.В. Новорусский, старые большевики П.Ф. Куделли, Ф.Н. Петров и столь разные по своим политическим взглядам академики Н.Я. Марр и С.Ф. Ольденбург.

К 1927 году все четыре отдела ГМР — революционного движения в России до 1917 года; двух революций 1917 года и Гражданской войны; революций в Западной Европе и Коминтерна; каторги и ссылки — были представлены своими выставками.

В эти годы залы музея изобиловали подлинными уникальными экспонатами. Среди ведущих экспонатов в Кратком путеводителе по музею (1927) указаны, например, подлинные автографы приказов А.Ф. Керенского и телеграммы П.Н. Краснова и Н.Н. Духонина (ноябрь 1917 года); два автографа А.В. Колчака; знамена махновцев и Ижевской дивизии белых; плакат белых с изображением «железного кольца вокруг Советской республики», фотопортреты Н.Н. Юденича, М.В. Родзянко, С.Н. БулакБулаховича и других видных противников советской власти. (1, С. 49).

Для Цитирования:
Александр Калмыков, «Все экземпляры, начиная со второго, уничтожаются». О судьбе фондов Государственного музея революции в 1940–1950-х годах. Музей. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: