В настоящий момент мы переживаем переходный период. Новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вступил в силу, но не полностью: чтобы начали действовать все положения ТК ЕАЭС, должен быть принят еще ряд решений Евразийской экономической комиссии. Проект нового федерального закона о таможенном регулировании в РФ, подготовленный для замены действующего пока Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ, только внесен в Госдуму, и непонятно, когда он будет принят. Я уже не говорю о многочисленных нормативно-правовых актах, существующих чуть ли не с советского периода, которые необходимо инвентаризировать, актуализировать и изменять. Суммируя, получаем не очень ясные условия для бизнеса. Очередной переходный период. Впрочем, бизнесу не в первый и, видимо, не в последний раз приходится работать в такой обстановке. При этом мы все отдаем себе отчет в том, что законы могут быть разными — самыми плохими или самыми хорошими, но определяющим фактором является правоприменительная практика. Кроме того, развитие технологий как в таможенном администрировании, так и в логистике международных перевозок идет настолько быстро, что законодательство за ними просто не успевает. Наконец, последняя сложность, связанная с переходным периодом, заключается в том, что изменение одного закона, как правило, влечет за собой изменение других законов, поскольку при перемещении товаров через границы действуют не только нормы Таможенного кодекса, но и масса других законодательных актов.
Переходя непосредственно к оценке Таможенного кодекса ЕАЭС, я вспоминаю начало его разработки: на первой встрече с экспертами представители госорганов сразу же заявили: только учтите — никаких революций мы вам не позволим сделать, в новом кодексе будет лишь корректировка действующих положений. Бизнес, конечно, пытался побороться, но в итоге революции в таможенном администрировании действительно так и не произошло, оно осталось примерно тем же самым. Первые 100 дней работы по новому законодательству показали, что мы вроде бы и совершили прыжок вперед, однако при этом отставание регулирования от потребностей времени и рынка не сократилось, а скорее наоборот, увеличилось. Преимущества Таможенного кодекса ЕАЭС всем известны, о них говорят на каждом семинаре, но при внимательном их рассмотрении невольно задаешься вопросом: так ли уж они значительны и реальны? Зачастую декларируемые изменения на практике оказываются куда менее впечатляющими. Например, заявлен приоритет электронного декларирования: конечно, объем электронного декларирования стал гораздо больше, но при этом в огромном количестве процедур по-прежнему требуется представление документов в бумажном виде. Заявлено отсутствие необходимости представлять документы вместе с декларацией на товары, однако их наличие все равно необходимо, более того, часто их требуют представить именно в бумажном виде. Использование сведений информационных систем других государственных органов и других стран — членов ЕАЭС на практике оставляет желать лучшего. То же с использованием предварительного информирования. Принятие решений о регистрации ДТ и выпуске товаров в автоматическом режиме возможно, но не обязательно. И таких «несоответствий» и «неоднозначностей» в кодексе достаточно много. Все это обескураживает. Ни по одному вопросу ТК ЕАЭС не стал лучшим в мире, не стал образцом для подражания для других стран. Вот система парковки или каршэринга в Москве — лучшая в мире, личный кабинет налогоплательщика или банковские личные кабинеты — тоже примеры для подражания, а в таможенном администрировании мы все по-прежнему продолжаем догонять, и, видимо, скоро придется вносить изменения уже и в новый кодекс, необходимость его пересмотра, что называется, висит в воздухе.