По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Время не ждет

Ключевые слова:

Виталий Сурвилло, советник президента «Деловой России», руководитель комитета по таможне «Деловой России», руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по мониторингу дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», выступая на конференции «Жизнь по новому Таможенному кодексу», организованной агентством «Событие», представил анализ практического применения новаций нового законодательства с точки зрения бизнеса.

В настоящий момент мы переживаем переходный период. Новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вступил в силу, но не полностью: чтобы начали действовать все положения ТК ЕАЭС, должен быть принят еще ряд решений Евразийской экономической комиссии. Проект нового федерального закона о таможенном регулировании в РФ, подготовленный для замены действующего пока Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ, только внесен в Госдуму, и непонятно, когда он будет принят. Я уже не говорю о многочисленных нормативно-правовых актах, существующих чуть ли не с советского периода, которые необходимо инвентаризировать, актуализировать и изменять. Суммируя, получаем не очень ясные условия для бизнеса. Очередной переходный период. Впрочем, бизнесу не в первый и, видимо, не в последний раз приходится работать в такой обстановке. При этом мы все отдаем себе отчет в том, что законы могут быть разными — самыми плохими или самыми хорошими, но определяющим фактором является правоприменительная практика. Кроме того, развитие технологий как в таможенном администрировании, так и в логистике международных перевозок идет настолько быстро, что законодательство за ними просто не успевает. Наконец, последняя сложность, связанная с переходным периодом, заключается в том, что изменение одного закона, как правило, влечет за собой изменение других законов, поскольку при перемещении товаров через границы действуют не только нормы Таможенного кодекса, но и масса других законодательных актов.

Переходя непосредственно к оценке Таможенного кодекса ЕАЭС, я вспоминаю начало его разработки: на первой встрече с экспертами представители госорганов сразу же заявили: только учтите — никаких революций мы вам не позволим сделать, в новом кодексе будет лишь корректировка действующих положений. Бизнес, конечно, пытался побороться, но в итоге революции в таможенном администрировании действительно так и не произошло, оно осталось примерно тем же самым. Первые 100 дней работы по новому законодательству показали, что мы вроде бы и совершили прыжок вперед, однако при этом отставание регулирования от потребностей времени и рынка не сократилось, а скорее наоборот, увеличилось. Преимущества Таможенного кодекса ЕАЭС всем известны, о них говорят на каждом семинаре, но при внимательном их рассмотрении невольно задаешься вопросом: так ли уж они значительны и реальны? Зачастую декларируемые изменения на практике оказываются куда менее впечатляющими. Например, заявлен приоритет электронного декларирования: конечно, объем электронного декларирования стал гораздо больше, но при этом в огромном количестве процедур по-прежнему требуется представление документов в бумажном виде. Заявлено отсутствие необходимости представлять документы вместе с декларацией на товары, однако их наличие все равно необходимо, более того, часто их требуют представить именно в бумажном виде. Использование сведений информационных систем других государственных органов и других стран — членов ЕАЭС на практике оставляет желать лучшего. То же с использованием предварительного информирования. Принятие решений о регистрации ДТ и выпуске товаров в автоматическом режиме возможно, но не обязательно. И таких «несоответствий» и «неоднозначностей» в кодексе достаточно много. Все это обескураживает. Ни по одному вопросу ТК ЕАЭС не стал лучшим в мире, не стал образцом для подражания для других стран. Вот система парковки или каршэринга в Москве — лучшая в мире, личный кабинет налогоплательщика или банковские личные кабинеты — тоже примеры для подражания, а в таможенном администрировании мы все по-прежнему продолжаем догонять, и, видимо, скоро придется вносить изменения уже и в новый кодекс, необходимость его пересмотра, что называется, висит в воздухе.

Для Цитирования:
Время не ждет. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: