Врачебная ошибка — это самая сложная, деликатная и «закрытая» для обсуждения тема в медицинской среде. Об ошибках редко говорят с коллегами, а если это и случается, то в узком кругу и в доверительной обстановке. Факт врачебной ошибки тяжело переживается каждым врачом и часто становится его личной проблемой и даже трагедией. Между тем большинство начинающих врачей, которых не обучали коммуникативным навыкам сообщения пациенту о врачебной ошибке и для которых опыт врачебных ошибок старших товарищей, как правило, является недоступным, остаются наедине с вопросами: как, когда и где, с кем обсуждать врачебную ошибку? Сказать пациенту правду об ошибке или не сказать? Нужно ли? В каких случаях? Ситуация осложняется еще и тем, что в российской нормативно-правовой базе, регулирующей взаимоотношения врача и пациента, нет протоколов и стандартов, которые бы определяли и направляли действия врача в случае, когда нужно сообщить пациенту о врачебной ошибке. Отсюда каждый врач руководствуется своими представлениями и опытом о том, как это должно происходить. В международном медицинском сообществе врачам рекомендуется использовать протокол CONES/КОПЭС в случаях обнаружения врачебной ошибки; внезапном ухудшении состояния пациента; разговоре с семьей о внезапной смерти [The Complete Guide to Communication Skills in Clinical Practice]. Краткая версия протокола приводится ниже и представляет собой рекомендации последовательного выполнения определенных действий врача в ситуации сообщения пациенту о врачебной ошибке.
К — Контекст
• Подготовьтесь к беседе и предвосхитите реакцию пациента/семьи.
• Ведите беседу в тихом месте.
• Усадите пациента как можно ближе к себе, без барьеров.
• Сядьте, постарайтесь быть спокойным, установите контакт на уровне глаз.
• Пусть под рукой будут салфетки.
О — Открытая Попытка
• Предупредите пациента/члена семьи о важных новостях.
П — Повествовательный подход