По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.147.34 DOI:10.33920/pro-01-2407-08

VR-технологии в медицинском образовании

Демкина Александра Евгеньевна кандидат медицинских наук, МРА, руководитель комитета цифровых инноваций Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения, ректор Инновационной академии профессионального развития «Докстарклаб», Россия, г. Севастополь, 299011, вн. тер. г. Ленинский муниципальный округ, ул. Одесская, д. 27Б, SPIN-код: 4657-5501, Author ID: 756579, E-mail: ademkina@bk.ru
Коробейникова Анна Николаевна кандидат медицинских наук, врач-кардиолог, КОГКБУЗ "Центр кардиологии и неврологии", Россия, г. Киров, 610002, ул. И. Попова, д. 41, SPIN-код: 9728-9583, Author ID: 825952, E-mail: anna_best2004@mail.ru

Внедрение IT-технологий является одним из важных аспектов успешного развития отрасли здравоохранения. Цифровизация коснется различных сфер медицины: от научных исследований и разработки нового оборудования до системы подготовки профессиональных кадров и способах взаимодействия с пациентами. Необходимость отработки навыков врача, с одной стороны, и деонтологические и этические аспекты обучения на реальных пациентах, с другой стороны, дали толчок к внедрению в медицинское образование VR-технологий (технологий виртуальной реальности). Перспективы разнообразного сюжетного наполнения программ, отработка практических компетенций до автоматизма, снижение нагрузки на преподавателя или наставника — все эти преимущества VR-технологий делают их удобными для применения и дают возможность специалисту для непрерывного развития. Однако, с другой стороны, существуют факторы, значительно ограничивающие внедрение этого инновационного инструмента: необходимость дополнительного технического обеспечения, потребность в обучении преподавательского состава и недостаток качественного программного наполнения. Появление соответствующего опыта использования технологии на практике, разработки новых программных продуктов, расширение областей применения виртуальной реальности — все это позволит более глубоко и разносторонне оценить возможности использования VR-технологий в медицинской педагогике.

Литература:

1. Tudor Car L., Soong A., Kyaw BM., Chua KL., Low-Beer N., Majeed A. (2019) Health professions digital education on clinical practice guidelines: a systematic review by digital health education collaboration. BMC Med 17:139. https://doi.org/10.1186/s12916-019-1370-1

2. Car J., Carlstedt-Duke J., Tudor Car L., Posadzki P., Whiting P., Zary N., Atun R., Majeed A., Campbell J. (2019) Digital education in health professions: the need for Overarching evidence synthesis. J Med Internet Res 21: e12913. https://doi.org/0.2196/12913

3. Утегенов Н.Б. Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR) // Universum: технические науки. — 2022. — № 7-1 (100). — С. 23–26.

4. Тахиров Б.Н. Понятие виртуальной реальности. Наука, образование и культура. — 2020. — Т. 8, № 52. — С.12–14.

5. Азевич А.И. Дополненная реальность и дополненная виртуальность как виды иммерсивных технологий // Continuum. Математика. Информатика. Образование. — 2020. — Т. 2, №18. — С. 79–84. doi: 10.24888/2500-1957-2020-18-2-79-84

6. Tychkov A.Yu., Ageykin A.V., Alimuradov A.K. (2020) The effect of virtual reality on mental health in the design of automated control systems. IEEE Dynamics of Complex Networks and their Application in Intellectual Robotics 29: 134–136 https://doi.org/10.1109/DCNAIR50402.2020.9216865

7. Тычков А.Ю. Исследование особенностей передачи мультимедийной и параметрической информации в среде виртуальной реальности / А.Ю. Тычков, А.В. Грачев, А.К. Алимурадов, П.П. Чураков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. — 2020. — №4. — C. 27–38. https://doi.org/10.21685/2072-3059-2020-4-3

8. Walsh C.M., Sherlock M.E., Ling S.C., Carnahan H. (2018) Virtual reality simulation training for health professions trainees in gastrointestinal endoscopy. Cochrane Database Syst Rev 8: Cd008237. https://doi.org/doi:10.1002/14651858

9. Dyer E., Swartzlander B.J., Gugliucci M.R. (2018) Using virtual reality in medical education to teach empathy. J Med Libr Assoc 106: 498–500. https://doi.org/10.5195/JMLA.2018.518

10. Соснило А.И. Технологии виртуальной и дополненной реальности в менеджменте и образовании // А.И. Соснило, М.Я. Креер, В.В. Петрова / Управление. — 2021. — Т. 9, №2. — С. 114–124. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2021-9-2-114-124

11. Арзикулов А. Ш. Перспективы симуляционного обучения в свете подготовки практикующего врача// А.Ш. Арзикулов, Б.Б. Инакова, М.Ш. Ганиева, Д.А. Арзикулова, К.М. Юсупов/ Молодой ученый. — 2019. — № 46(284). — С. 241–244.

12. Потапов М.П. Роль симуляционных образовательных технологий в обучении врачей // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28, № 8–9. — С. 138–148. https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-138-148.

13. Рахматуллаев А.Н. Технология виртуальной реальности // А.Н. Рахматуллаев, Р.К. Иманбек, А.Р. Рахымова /Молодой ученый. — 2021. — №18 (360). — С.50–58.

14. Официальный сайт программного продукта HoloAnatomy [дата обращения 09.04.2024]. Доступно по ссылке: https://case.edu/holoanatomy/

15. Официальный сайт компании «Medivis» [дата обращения 09.04.2024]. Доступно по ссылке: https://www.medivis.co/

16. Официальный сайт программного продукта BodyVR [дата обращения 09.04.2024]. Доступно по ссылке: http://thebodyvr.com/

17. Итинсон К.С. Перспективы и возможности применения инновационных интерактивных технологий: дополненная реальность в обучении студентов в высших учебных учреждениях // БГЖ. — 2020. — №1 (30). — С. 67–70. https://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0901-0016

18. Официальный сайт программного продукта 3D4Medicals [дата обращения 09.04.2024]. Доступно по ссылке: https://3d4medical.com/

19. Официальный сайт компании «Levelex» [дата обращения 09.04.2024]. Доступно по ссылке: https://www.levelex.com/medical-device/solutions/#clinical-training

20. Официальный сайт атласа по врожденным порокам [дата обращения 09.04.2024]. Доступно по ссылке: https://www.stanfordchildrens.org/

21. Резник Е.В. Использование технологии виртуальной реальности для отработки алгоритма оказания экстренной и неотложной медицинской помощи // Е.В. Резник, И.А. Краснопольский, М.Н. Потемкина, О.Ф. Природова / Методология и технология непрерывного профессионального образования. — 2020. — Т. 2, №2. — C. 6–14. https://doi.org/10.24075/MTCPE.2020.007

22. Официальный сайт программного продукта VRCPR [дата обращения 09.04.2024]. Доступно по ссылке: https://www.vrcpr.eu/

23. Semeraro F., Ristagno G., Giulini G., Gnudi T., Kayal S., Monesi A., Tucci R., Scapigliati A. (2015) Virtual reality cardiopulmonary resuscitation (CPR): Comparison with a standard CPR training mannequin. Resuscitatio 135: 234–235. https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2018.12.016

24. Wong MAME, Chue S., Jong M., Benny H.W.K., Zary N. (2018) Clinical instructors' perceptions of virtual reality in health professionals' cardiopulmonary resuscitation education. SAGE Open Med 6: 205031211879960. https://doi.org/10.1177/2050312118799602

1. Tudor Car L., Soong A., Kyaw BM., Chua KL., Low-Beer N., Majeed A. (2019) Health professions digital education on clinical practice guidelines: a systematic review by digital health education collaboration. BMC Med 17:139. https://doi.org/10.1186/s12916-019-1370-1

2. Car J., Carlstedt-Duke J., Tudor Car L., Posadzki P., Whiting P., Zary N., Atun R., Majeed A., Campbell J. (2019) Digital education in health professions: the need for Overarching evidence synthesis. J Med Internet Res 21:e12913. https://doi.org/0.2196/12913

3. Utegenov N.B. Virtual and augmented reality (VR and AR) // Universum: technical sciences. — 2022. — No. 7-1 (100). — pp. 23–26.

4. Takhirov B.N. The concept of virtual reality. Science, education and culture. — 2020. — T. 8, No. 52. — P. 12–14.

5. Azevich A.I. Augmented reality and augmented virtuality as types of immersive technologies // Continuum. Mathematics. Computer science. Education. — 2020. — T. 2, No. 18.— P. 79–84. doi: 10.24888/2500-1957-2020-18-2-79-84

6. Tychkov A.Yu., Ageykin A.V., Alimuradov A.K. (2020) The effect of virtual reality on mental health in the design of automated control systems. IEEE Dynamics of Complex Networks and their Applications in Intelligent Robotics 29: 134–136 https://doi.org/10.1109/DCNAIR50402.2020.9216865

7. Tychkov A.Yu. Study of the features of transmitting multimedia and parametric information in a virtual reality environment / A.Yu. Tychkov, A.V. Grachev, A.K. Alimuradov, P.P.Churakov // News of higher educational institutions. Volga region. Technical science. — 2020. — No. 4. — pp. 27–38. https://doi.org/10.21685/2072-3059-2020-4-3

8. Walsh C.M., Sherlock M.E., Ling S.C., Carnahan H. (2018) Virtual reality simulation training for health professions trainees in gastrointestinal endoscopy. Cochrane Database Syst Rev 8: Cd008237. https://doi.org/doi:10.1002/14651858

9. Dyer E., Swartzlander B.J., Gugliucci M.R. (2018) Using virtual reality in medical education to teach empathy. J Med Libr Assoc 106:498–500. https://doi.org/10.5195/JMLA.2018.518

10. Sosnilo A.I. Technologies of virtual and augmented reality in management and education // A.I. Sosnilo, M.Ya. Kreer, V.V. Petrova / Management. — 2021. — T. 9, No. 2. — pp. 114–124. https:// doi.org/10.26425/2309-3633-2021-9-2-114-124

11. Arzikulov A.Sh. Prospects for simulation training in the light of training of a practicing physician // A. Sh. Arzikulov, B.B. Inakova, M.Sh. Ganieva, D.A. Arzikulova, K.M. Yusupov/ Young scientist. — 2019. — No. 46(284). — pp. 241–244.

12. Potapov M.P. The role of simulation educational technologies in the training of doctors // Higher education in Russia. — 2019. — T. 28, No. 8–9. — pp. 138–148. https://doi.org/10.31992/08693617-2019-28-8-9-138-148.

13. Rakhmatullaev A.N. Virtual reality technology // A.N. Rakhmatullaev, R.K. Imanbek, A.R. Rakhimova /Young scientist. — 2021. — No. 18 (360). — P. 50–58.

14. Official website of the HoloAnatomy software product [access date 04/09/2024]. Available at: https://case.edu/holoanatomy/

15. Official website of the company “Medivis” [access date 04/09/2024]. Available at: https:// www.medivis.co/

16. Official website of the BodyVR software product [access date 04/09/2024]. Available at: http:// thebodyvr.com/

17. Itinson K.S. Prospects and possibilities for using innovative interactive technologies: augmented reality in teaching students in higher educational institutions // BGZh. — 2020. — No. 1 (30). — P. 67–70. https://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0901-0016

18. Official website of the 3D4Medicals software product [access date 04/09/2024]. Available at: https://3d4medical.com/

19. Official website of the company “Levelex” [access date 04/09/2024]. Available at: https://www. levelex.com/medical-device/solutions/#clinical-training

20. Official website of the atlas on congenital defects [access date 04/09/2024]. Available at: https://www.stanfordchildrens.org/

21. Reznik E.V. Using virtual reality technology to develop an algorithm for providing emergency and emergency medical care // E.V. Reznik, I.A.Krasnopolsky, M.N. Potemkina, O.F.Prirodova / Methodology and technology of continuous professional education. — 2020. — T. 2, No. 2. — pp. 6–14. https://doi.org/10.24075/MTCPE.2020.007

22. Official website of the VRCPR software product [access date 04/09/2024]. Available at: https:// www.vrcpr.eu/

23. Semeraro F., Ristagno G., Giulini G., Gnudi T., Kayal S., Monesi A., Tucci R., Scapigliati A. (2015) Virtual reality cardiopulmonary resuscitation (CPR): Comparison with a standard CPR training mannequin. Resuscitatio 135:234–235. https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2018.12.016

24. Wong MAME, Chue S., Jong M., Benny H.W.K., Zary N. (2018) Clinical instructors' perceptions of virtual reality in health professionals' cardiopulmonary resuscitation education. SAGE Open Med 6: 205031211879960. https://doi.org/10.1177/2050312118799602

Непрерывное развитие науки и информационных технологий дает толчок к изменениям во всех сферах экономики. Появление новых инструментов и способов использования компьютерной техники, создание передовых электронных устройств, развитие возможностей искусственного интеллекта и виртуальной реальности — все это уже не кажется таким фантастическим, а постепенно внедряется в практическую работу.

Усовершенствование цифровых технологий коснулось и образовательной среды, открыв новые перспективы в подготовке квалифицированных кадров с минимальными финансовыми затратами, предоставив доступ к практически неограниченной обучающей базе. Появившееся понятие «цифровое образование» (то есть преподавание с использованием цифровых технологий [1]) объединяет в себе огромное количество методов и инструментов. Некоторые стали для нас уже привычными (электронные учебные платформы и материалы, видеолекции, онлайн-опросы), а другие только внедряются в педагогическую практику (технологии виртуальной реальности (VR), искусственный интеллект, геймификация) [2].

Виртуальная реальность — это искусственно создаваемая информационная среда, которая фокусируется на замене привычного восприятия окружающего мира информацией, создаваемой на основе различных технических средств.

Стремительное развитие мобильных устройств, появление мощных процессоров с высокой скоростью вычислительной способности дали толчок быстрому развитию VR технологий. Уже сейчас они находят свое применение не только в сфере развлечений, но и становятся неотъемлемой частью различных областей человеческой деятельности [3]. Использование инструментов VR может быть эффективно там, где другие педагогические приемы и методы не показали своей эффективности [4].

Помимо VR-технологий, существуют еще несколько способов изменения и дополнения реальной окружающей среды:

1. AR (augmented reality, дополненная реальность) — как понятно из названия, при использовании данной технологии не создается новый искусственный мир, а существующая реальность дополняется новыми элементами, в создании которых задействованы технические средства.

Для Цитирования:
Демкина Александра Евгеньевна, Коробейникова Анна Николаевна, VR-технологии в медицинском образовании. Управление качеством. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: