По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

VR или AR: что в приоритете для производственного обучения? «Виртуальный наставник» омолаживает производственное обучение

Сергей Смирнов генеральный директор Национального центра производительности (Санкт-Петербург)

Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность стремительно врываются в нашу жизнь. Открываются игровые комнаты, создаются квесты. Просто надев шлем, сегодня можно посетить музей, выйти в открытый космос, подайвить на коралловых рифах или получить выброс адреналина на американских горках.

Отдельная большая тема — корпоративное и производственное обучение, где цифровые инновации используются для знакомства с проектированием, ведением хирургических операций, мерчандайзингом, управлением самолетами и локомотивами.

За рубежом рынок промышленного обучения на основе VR и AR зародился раньше, чем в России, и решения виртуальной и дополненной реальности используются намного шире.

В России впереди пока крупные холдинги: Сбербанк, «Северсталь», «Газпромнефть», «РЖД». Оно и понятно: оборудование и софт для виртуальной или дополненной реальности до последнего времени были недешевы. А потребности в обучении стандартным процедурам в крупных разветвленных структурах велики. Взять хотя бы Сбербанк — чтобы обучить офлайн несколько сотен тысяч сотрудников новому продукту или единым правилам обслуживания, никаких учителей не хватит.

В 2019 году наметился прирост рынка VR- и AR-технологий для обучения и за счет средних и малых компаний. Это связано с тем, что решения становятся доступнее, а эффективность обучения по продвинутым методикам растет. Инновационные методы с интересом воспринимаются сотрудниками и разнообразят рутину трудовых будней.

Каких же результатов следует ждать от использования модных инноваций? И какую именно выбрать для достижения конкретных целей компании?

Решения, которые сегодня представлены на рынке, чаще основаны на виртуальной реальности (VR). Они позволяют погрузиться в ситуацию благодаря иммерсивному (использующему эффект присутствия) опыту. В формате 3D очень удобно ознакомить сотрудника со спецификой работы, смоделировать реальные и даже чрезвычайные ситуации, которые специально для обучения создать невозможно, например пожар на автозаправке. Все это, безусловно, делает процесс обучения ярче, нагляднее, интереснее.

Ученик сможет даже во всех деталях увидеть хирургическую операцию. Только вот выполнить ее после просмотра… То же самое с производством детали. Само по себе погружение в процесс обогащает знаниями, но навыки при этом не формирует. И это серьезное ограничение обучения на основе VR.

Для Цитирования:
Сергей Смирнов, VR или AR: что в приоритете для производственного обучения? «Виртуальный наставник» омолаживает производственное обучение. Управление качеством. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: