По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Вперед в прошлое, или Передовой институт таможенного аудита

Кореневский В. Б. генеральный директор, ассоциация таможенных аудиторов и консультантов (АТАиК) E-mail: v.korenevsky@ataik.ru

Роль и место института таможенного аудита как целевого ориентира Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. в системе таможенного администрирования до настоящего времени не определены. По данным зеркальной статистики и оценкам экспертов, в бюджет страны ежегодно не поступает более одного триллиона рублей таможенных платежей. По нашему мнению, это происходит именно из-за отсутствия в ТК ЕАЭС и национальном законодательстве понятия таможенного контроля на основе методов аудита, а также его автоматизации.

«Методы борьбы с пандемией должны быть разумными и пропорциональными, не приводить к разрыву наработанных десятилетиями кооперационных связей, остановке международной торговли, прекращению взаимных инвестиций. Уже сейчас в рамках ЕАЭС нужно начать разработку мер системного характера, призванных создать условия для восстановления и обеспечения дальнейшего экономического развития. Речь идет, в частности, о том, чтобы активизировать процесс цифровизации в сфере логистики, об этом уже тоже говорилось, таможенных и налоговых процедур», — сказал Президент Российской Федерации В. В. Путин на встрече членов Высшего Евразийского экономического совета 14 апреля 2020 г. (в режиме видеоконференции).

По нашему мнению, отражением наиболее важных мер цифровизации в сфере таможенных и налоговых процедур являются следующие события:

1. В сентябре 2020 г. Государственная дума с целью реализации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС (г. Нур-Султан, 29 мая 2019 г.), приняла в первом чтении законопроект о создании национальной системы прослеживаемости товаров. Документом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс РФ.

2. В целях реализации подпункта 7 статьи 433 ТК ЕАЭС в настоящее время в ФТС России проводится тестирование информационных систем таможенных органов и участников ВЭД. К сожалению, пока по так называемой «витрине данных» вопросов у обеих сторон гораздо больше, чем ответов.

3. Эффективность таможенных проверок возрастает год от года. И хотя их проведение было приостановлено в апреле 2020 г. в связи с COVID-19, внеплановые выездные таможенные проверки возобновлены уже с 1 октября этого года. Приостановлены 143 выездные таможенные проверки, что не помешало ФТС России доначислить за семь месяцев этого года 17,7 млрд рублей, а это больше, чем за весь прошлый год.

4. В 2020 г. ФТС России разработала техническое задание на проведение исследования по разработке системы управления рисками, основанной на технологии автоматизированной оценки уровня риска товарных партий, которое предусматривает начало НИР с января 2021 г. Это означает, что действующая СУР уже не удовлетворяет современным требованиям цифровизации и ее функционирование должно основываться на интеллектуальной обработке больших данных.

Для Цитирования:
Кореневский В. Б., Вперед в прошлое, или Передовой институт таможенного аудита. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: