По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Возвращение образов исчезнувшего. Обь-Иртышские пейзажи Павла Кошарова на выставке в Ханты-Мансийске

Белов А.Ю. старший научный сотрудник отдела музейных фондов, БУ «Музей Природы и Человека»

Присоединение Югры к Российскому государству в XVI веке и последующее освоение, в том числе культурное, процесс длительный. Эта обширная территория труднодоступна и удалена от культурных центров. Редкие изобразительные источники о её прошлом до советского периода создавались как правило путешественниками. Эти изображения представляют исследовательский интерес, часто находятся в различных регионах России. Выявление, изучение и представление их на выставках в регионе – миссия Музея Природы и Человека.

В 2025 г., объявленном в Югре Годом исторического наследия, Музей Природы и Человека воплотил межмузейный проект «Северный круиз. Пейзажи Павла Кошарова». Впервые в Ханты-Мансийске были показаны собранные в Иркутске, Томске и Москве работы Западно-Сибирской серии первого профессионального живописца, изобразившего регион.

Павел Михайлович Кошаров (1824–1902) выходец из крепостных, получив вольную, в 1840 г. поступил в Императорскую Академию художеств, с 1843 г. обучался у Карла Брюллова. В 1846 г. отправился в Крым, преподавал рисование, черчение и чистописание в Симферопольской мужской гимназии. В 1848 г. получил звание «неклассный художник». В 1849 г. вернулся в Петербург и продолжил обучение в Академии художеств под руководством Максима Воробьёва. В 1854 г. переведен в Томскую губернскую мужскую гимназию на должность учителя рисования, черчения и чистописания. Участвовал в экспедициях в качестве рисовальщика: в 1856 г. по Алтаю, 1857 г. вместе с известным путешественником П.П. Семёновым исследовал Тянь-Шань. С 1877 г. года преподавал в Томском Алексеевском реальном училище1.

Летом 1883 г. произошло значительное событие для художественного отражения Югры. Направляясь в отпуск в Петербург Кошаров преодолел на пароходе почти 3000 верст из Томска в Тюмень, по рекам Томь, Обь, Иртыш, Тобол и Тура. Творческим итогом этого путешествия стала серия из трех десятков видов запечатлевших слияние рек, пароходные станции, города и поселения: Томск, Никольское, Колпашево, Нарым, Тымское, Сургут, Белый Яр, Конево, Спирино, Зенково, Селиярово, Самарово, Филинское, Демьянское, Тобольск, Иевлево, Покровское, Тюмень.

Кошаров создал по меньшей мере четыре альбома с видами Западной Сибири. Они находятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева, Научной библиотеке Томского университета и Томском краеведческом музее им. М.Б. Шатилова. Коллекция последнего музея исполнена в серо-голубой, почти в монохромной цветовой гамме.

Для Цитирования:
Белов А.Ю., Возвращение образов исчезнувшего. Обь-Иртышские пейзажи Павла Кошарова на выставке в Ханты-Мансийске. Музей. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: