По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Возрождение техник народного ткачества

Елена Тишкевич ведущий методист Могилевского областного методического центра НТ и КПР
Ключевые слова:

Среди многочисленных видов ремесел, как древних, так и более современных, на одном из первых мест стоит мастерство обработки и отделки ткани. Могилевский областной методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы совместно с районными домами (центрами) ремесел занимается исследованием истории и поиском интересных материалов о ткачестве и других видах ремесел.

На территории Беларуси при изготовлении тканей использовали браное, выборное, закладное, ажурное, ремизное, переборное ткачество.

Браное ткачество — вид народного ткачества. Локальные названия — перебирание, переборы, набирание на доску, перетыкание. Возникло с изобретения ткацкого стана горизонтального типа (в Беларуси известен с XIII века). Образцы браных тканей изготавливались при помощи специальной дощечки-бральницы.

Известны две разновидности браного ткачества: одноуточное (позволяет получать полуажурные и фактурные ткани, что использовалось при изготовлении однотонных льняных, позже хлопковых скатертей, рушников, пологов) и двухуточное (более выразительное, одно из самых распространенных в Беларуси, а также на Поднепровье в конце XIX — начале XX века), которое широко использовалось для украшения народной одежды, рушников, скатертей. В процессе изготовления этих тканей узорный уток настилается в соответствующем порядке по полю, которое создается переплетением нитей основы и фонового утка.

Орнамент браных двухуточных тканей определяется преобладанием красного цвета, четкой разработкой геометрических мотивов. Тканые узорчатые рушники, подзоры и женские сорочки изготавливались техникой браного двухуточного ткачества.

Закладным ткачеством украшали рушники, подолы рубах, фартуков, ткали льняными и хлопковыми нитками. Закладные ткани (заклады) ткали в 2 или 4 нита без каких-либо дополнительных приспособлений. Каждый элемент узора и участки фона закладывались вручную особыми нитями (вытканный узор был одинаковым с двух сторон). При этом получалась ткань рапсового (реже полотняного) переплетения, иногда с характерными зазорами на вертикальных контурах рисунка: нити утка разного цвета не соединялись между собой, а заворачивались на соседних нитях основы.

Для Цитирования:
Елена Тишкевич, Возрождение техник народного ткачества. Дом культуры. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: