Землеустройство в России на протяжении многих лет беззаветно разрушалось для выполнения первостепенных задач, стоящих перед государством и обществом. Множество положений и статей из Федерального закона № 78-ФЗ от 18.06.2001 «О землеустройстве» было убрано, отредактировано и признано утратившими силу или просто перекачивало в другие нормативно-правовые акты для создания основ Государственного земельного кадастра, а впоследствии Единого государственного реестра недвижимости.
Все эти «государственные вызовы» постепенно отгрызали на законодательном уровне от землеустройства сначала часть работ, потом определенные виды проектной документации, лицензирование и т. д.
Комплексное землеустройство, основанное на плановой экономике, никак не вписывалось в современные тенденции рыночной экономики, процессы которой были направлены на получение быстрых результатов.
Однако суть землеустройства, хотя бы в усеченном виде, продолжает жить в любых проектных работах и мероприятиях, связанных с предоставлением, использованием, управлением и охраной земель.
Сейчас, как никогда, настало время восстановления статуса проекта землеустройства и землеустроительных работ при планировании, организации и использовании земельных участков или территорий.
В границах населенных (городских и сельских) пунктов можно уже смело говорить о максимальной устроенности территорий. Регулирование и использование данных территорий полностью покрывается законодательно-нормативными актами в области градостроительства и архитектуры, кадастра и регистрации.
Для этих целей государством создана Федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП). Она упорядочена и структурирована, вся документация по территориальному планированию публична и может быть использована в качестве неплохой исходной документации для подготовительных работ.
Иная ситуация с межселенскими территориями и землями сельскохозяйственного назначения. В настоящий момент проектные работы на них никак не регулируются законодательством, методика требует обновления и конкретизации используемых параметров (обязательные или рекомендуемые), все это приводит к ряду проблем в организации использования земельных ресурсов в сельскохозяйственном производстве в современных условиях.