Чтобы правильно выбрать векторы повышения конкурентоспособности (КС) отечественного сельхозмашиностроения, необходимо проанализировать большое количество факторов.
Наиболее важными из них являются: уровень открытости рынка, технический уровень стран-лидеров, состояние и возможности российского сельхозмашиностроения в целом и отдельных предприятий в частности, временные факторы, методы и стратегии повышения КС предприятий и пр.
Не претендуя на кардинальное решение проблемы, попытаемся (с учетом наиболее важных факторов) рассмотреть возможность выхода российских предприятий сельхозмашиностроения в область КС, базируясь на некоторых базовых положениях Государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее — программа) [1].
Столь пристальное внимание к тексту программы вызвано не желанием критиковать разработчиков Программы, а попыткой анализа ситуации, конечных результатов ее проведения и других альтернативных вариантов развития сельхозмашиностроения России.
В [2, 3] мы уже отмечали, что основным элементом, формирующим КС более высокого статуса, является продукция предприятия. «Продаваемость» продукции в значительной мере определятся состоянием рынка и его открытостью для конкурентов. Если рынок закрыт для конкурентов (внутренний рынок: городской, страны в целом) УКС продукции может быть высоким. Это тот вариант, когда в СССР промышленная продукция с относительно низким уровнем качества была конкурентоспособной.
Если на рынок допущены конкуренты (открытый внутренний рынок), то потребитель имеет бóльшие возможности сравнивать и выбирать продукцию, обладающую конкурентными преимуществами перед другой аналогичной продукцией.
В № 11 за 2013 и № 1 за 2014 г. авторами подробно были рассмотрены вопросы состояния конкурентоспособности отечественного сельхозмашиностроения, ее различные модели. В настоящей статье представлены варианты развития сельхозмашиностроения в области конкурентоспособности, максимально приближенные к реализации.