Современные процессы глобализации и новые технологии оказали влияние на образовательные программы, методы преподавания и обучения истории стран Азии и Африки студентов-историков, совершенно не знакомых с культурой и жизнью стран Востока. В системе высшего образования в учебном процессе все более востребованными становятся современные инновационные образовательные технологии: организация и контроль деятельности учащихся на базе технологий дистанционного обучения в связи с сокращением аудиторной нагрузки и увеличением доли самостоятельной работы студентов. В этом отношении представляется актуальной проблема создания оптимальных условий для самообучения и саморазвития с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов для положительного результата обучения. Качественно разработанный электронный образовательный ресурс, доступность материалов лекционного курса в любое удобное время, мультимедийное и методическое сопровождение существенно влияют на эффективность обучения, могут повысить интерес студентов, стимулировать и активизировать их познавательную деятельность.
В Петрозаводском государственном университете электронные образовательные ресурсы создаются преподавателями в информационных системах WebCT, Blackboard и Moodle. В 2012–2014 годах нами были разработаны электронные учебно-методические комплексы дисциплин (ЭУМКД) по истории и культуре стран Азии и Африки, истории Древнего Востока для бакалавров в системе WebCT. В 2016 году мы разработали в системе Blackboard ЭУМКД «Идея единства Европы в европейской общественнополитической мысли в Новое и Новейшее время» для магистров, обучающихся по направлению 46.04.01 «История» [5].
Студенты магистратуры получают право работы в высшей школе, поэтому в рамках учебного курса «WebCT как основа дистанционного образования по историческим дисциплинам» на занятиях мы с магистрами первого года обучения разработали раздел дисциплины «История стран Азии и Африки в Новое время» для студентов-историков III курса по теме «Русско-японская война 1904–1905 годов» [4]. В настоящее время по своему значению Русско-японская война приравнивается к мировой, принимая во внимание сопричастность к ней других стран, помимо России и Японии, вовлеченность мировых финансовых капиталов, использование новейших технологий и, разумеется, ее последствия. Необходимо, чтобы студенты получили комплексные знания об этом периоде в контексте мировой истории, что мы постарались учесть в ходе разработки учебного раздела.