По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Возможности выхода на оптовый рынок электроэнергии (мощности). Ответы на часто задаваемые вопросы главных энергетиков

Дзюба А.П. д-р экон. наук, старший научный сотрудник кафедры «Экономика и финансы», ВШЭУ ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», г. Челябинск, e-mail: dzyuba-a@yandex.ru

С 2006 года в России действует оптовый рынок электрической энергии (мощности). Участие на оптовом рынке для промышленных предприятий открывает возможность снижения затрат на закупку электроэнергии, в виде исключения оплаты услуг региональных гарантирующих поставщиков, доля которой может составлять от 3 % до 8 % от конечных тарифов на электроэнергию. По состоянию на июнь 2020 года в России более 3200 предприятий закупают электроэнергию на оптовом рынке, при этом, в 2015 году данный показатель был в 2 раза меньше. Среди основных барьеров для выхода на оптовый рынок электроэнергии для промышленных предприятий можно выделить отсутствие знаний в области законодательных норм связанных с регулированием деятельности оптового и розничного рынков электроэнергии, возможностей и ограничений работы на оптовом рынке электроэнергии (мощности), а также достаточных знаний для оценки рисков при работе на оптовом рынке. Для помощи главным энергетикам, действующим на промышленных предприятий России, автором подготовлен список часто задаваемых вопросов со стороны потребителей электроэнергии в адрес независимых энергосбытовых компаний, при проведении переговоров по рассмотрению предложений о выходе на оптовый рынок. Учитывая большое количество вопросов, материал состоит из двух частей.

Литература:

1. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

2. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», внесены изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

4. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» В редакции от 01.02.2005 №49.

5. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности».

6. Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

7. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

8. Постановление Правительства РФ от 21 января 2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».

9. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

10. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг».

11. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».

12. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

13. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

14. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. № 1465 «Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени» (Garant.ru, Consultant.ru)

15. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2019 гг. № 1164 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

16. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2020 г. № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)».

17. Постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».

За период последних 15 лет, отрасль электроэнергетики России претерпела ряд существенных изменений, которые выразились в ее усовершенствовании, и в тоже время усложнении. Среди изменений в электроэнергетике можно выделить следующие направления:

• Создание оптового рынка электроэнергии (мощности);

• Развитие розничного рынка электроэнергии (мощности);

• Формирование отдельных субъектов электроэнергетики, создание негосударственных территориальных электросетевых компаний;

• Развитие норм в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

• Развитие технологий распределенной энергетики, возобновляемых источников энергии;

• Повышение требований к учету электроэнергии;

Таким образом, современный главный энергетик в процессе своей повседневной деятельности должен руководствоваться не только Правилами устройства электроустановок, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, отраслевыми инструкциями и регламентами, но и современный главный энергетик должен хорошо ориентироваться в законодательстве в области электроэнергетики и топлаивно-энегретического комплекса в целом.

С 2006 года в России действует оптовый рынок электрической энергии (мощности). Несмотря на очевидные преимущества от выхода и работы на оптовом рынке, в настоящее время не все промышленные предприятия и крупные потребители электроэнергии пользуются возможностями оптового рынка. В большей степени, многие главные энергетики не принимают решение по выходу на оптовый рынок из-за непонимания нормативно-правовых механизмов этой деятельности, и, следовательно, не могут оценить возможности и риски от работы на оптовом рынке электроэнергии (мощности).

Ниже, представлены типовые вопросы, возникающие у главных энергетиков промышленных предприятий действующих в различных регионах России в процессе проведения переговоров о возможности выхода на оптовый рынок электроэнергии (мощности). При подготовке ответов, на часто возникающие вопросы, автор по возможности представил краткие ссылки на современные нормативно-правовые акты в области электроэнергетике. Представленный материал может быть полезен как главным энергетикам работающим на промышленных предприятиях рассматривающих вопрос выхода на оптовый рынок электроэнергии (мощности), так и для специалистов предприятий уже пользующихся механизмами закупок электроэнергии на оптовом рынке.

Для Цитирования:
Дзюба А.П., Возможности выхода на оптовый рынок электроэнергии (мощности). Ответы на часто задаваемые вопросы главных энергетиков. Главный энергетик. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: