Согласно данным федеральной службы государственной статистики (Росстат) и федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», общая численность людей с инвалидностью на 1 января 2019 года составляет 11 947 тыс. человек. Из них в трудоспособном возрасте — 3 486 тыс. человек. Численность работающих инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, — 1 655 тыс. человек, что составляет всего 14,7 % от общей численности инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда.
Показательна статистика занятости и безработицы лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность на 2018 год: доля занятых в общей численности лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность, — 18,7 %, а уровень безработицы среди таких лиц — 21,3 %, тогда как доля занятых в общей численности населения в трудоспособном возрасте (по всему населению) — 78,2 %, а уровень безработицы составляет всего 5 %. Как становится видно из статистических данных, люди в трудоспособном возрасте, имеющие инвалидность, испытывают серьезные трудности с трудоустройством.
Оперируя понятием «лица с инвалидностью», следует отметить, что понятия «инвалид» и «лицо с нарушениями развития психики» не тождественны. Человек с нарушением психического развития будет иметь инвалидность в том случае, если его состояние определяется медико-социальной экспертной комиссией как психическая патология, т. е. явно выраженное нарушение психической деятельности, затрудняющее возможность самообслуживания, осуществления трудовой деятельности и социального взаимодействия.
При определении того, кто же является лицом с нарушениями развития психики, следует исходить от понятий нормы и патологии. При этом необходимо иметь в виду, что ни в психологии, ни в психиатрии нет их четкого определения. К критериям эндогенных (обусловленных внутренними причинами) и экзогенных (обусловленных воздействием извне: травмы, инфекции, вредоносные вещества) нарушений психического развития можно отнести: отсутствие базовой критичности, нарушение чувства идентичности «я», неспособность к самоуправлению и планированию жизнедеятельности, к изменению способа поведения в соответствии с обстоятельствами, неадекватность эмоциональных реакций, несоответствие их культурному контексту. Экзогенные или органические нарушения, как правило, сопровождаются патологией высших психических функций, что также негативно влияет на жизнедеятельность.