Тепловое диагностирование электрических двигателей с использованием органолептических или приборных методов в практике деятельности ремонтных служб промышленных предприятий является одним из основных методов оценки их состояния, дополняя результаты виброметрии и ваттметрии. Около 5% отказов двигателей сопровождаются только повышением температуры, а в 95% этот симптом проявляется совместно с другими диагностическими признаками. Современные приборы термометрии, результаты компьютерного моделирования значительно расширили понимание процессов теплообразования и теплопередачи при взаимодействии элементов двигателя. В то же время для реальных условий производства необходимым представляется общее понимание причин повышения температуры как фактора ухудшения состояния. Формирование обобщенного подхода с учетом особенностей теплового диагностирования электродвигателей позволит эффективно решить задачу оценки состояния двигателей и предоставит данные для создания цифровых двойников.
Вопросы диагностирования асинхронных двигателей на базе данных об их нагреве (для оценки текущего состояния) считаются одними из основных как в классических работах [1, 2], так и в публикациях XXI в. [3, 4]. Современная техника для измерения температуры позволяет выполнять экспериментальный и теоретический анализ теплового состояния электрооборудования и обмоток электрических машин на основе дистанционного измерения [5]. Отмечается возможность с достаточной степенью точности выполнить расчет температуры в объеме обмотки при различных нагрузках. Результаты исследования, моделирования и проектирования компонентного модуля искусственной нейронной сети для дистанционной тепловой диагностики электродвигателей рассмотрены в статье [6]. Повышение надежности тяговых электрических машин постоянного тока в работе [7] предлагается выполнить на основе изучения теплового состояния коллектора тягового электродвигателя тепловоза в эксплуатации. Проблемы перегрева обмотки ротора асинхронных двигателей в пусковых режимах высокоинерционных электроприводов нефтегазовой и горной промышленности обсуждаются в работе [8]. В продолжение указанных исследований была создана двухканальная термодинамическая модель асинхронного двигателя для систем тепловой защиты [9]. Актуальность создания и применения системы теплового контроля асинхронных тяговых электродвигателей по результатам расчета теплового поля асинхронного тягового двигателя показана в статье [10].