По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313.333

Возможности теплового диагностирования электродвигателей при оценке технического состояния

Борисенко В. Ф. канд. техн. наук, доцент кафедры электропривода и автоматизации промышленных установок, E-mail: borissenko.vp@gmail.com, ФГБОУ ВО «Донецкий национальный технический университет», г. Донецк
Сидоров В. А. д-р техн. наук, доцент, профессор кафедры механического оборудования заводов черной металлургии, E-mail: sidorov_va58@mail.ru, ФГБОУ ВО «Донецкий национальный технический университет», г. Донецк

Приводная электрическая машина в рамках электромеханической системы (ЭМС) всегда рассматривается в качестве главного звена, обеспечивающего надежное и безопасное функционирование системы. Основные факторы, вызывающие нестабильность в работе ЭМС, – это изменение нагрузки на двигатель, температуры окружающей среды, условий теплопередачи внутри двигателя и теплоотдачи в окружающую среду, нарушение равномерности зазора между статором и ротором, нарушения в функционировании подшипниковых узлов, колебания питающего напряжения, а также другие, что приводят к снижению надежности работы ЭМС. Эти факторы рассматриваются в статье с позиций возможности их появления и взаимовлияния, являясь основой для диагностирования системы в целом.

Литература:

1. Деро А.Р. Неполадки в работе асинхронного двигателя [Текст]. – .: Энергия, 1976. – 93 с.

2. Гемке Р.Г. Неисправности электрических машин / Р.Г. Гемке. – 8-е изд., испр. доп. – Л.: Энергия, Ленингр. отд., 1975. – 296 с.

3. Бобров В.В. Оценка эффективности основных методов диагностики асинхронных электродвигателей / Ползуновский вестник. – 2012. – № 3/1. – С. 198–203.

4. Суханкин Г.В. Диагностическая система оценки состояния электродвигателей // Grand Altai Research & Education. – 2018. – N 2.

5. Власов А.Б., Мухин Е.А. Применение тепловизионной диагностики для оценки теплового состояния электрооборудования и температуры обмотки судовых электродвигателей // Вестник МГТУ. – 2010. – № 4-2.

6. Yesaulov S., Babicheva O.F., Rogozhina K. Research, simulation and design of the component artificial neuro network module for remote thermal diagnostics of electric motors // Aug 2019. – DOI: 10.33042/25221809-2019-5-151-13-22.

7. Шрайбер М.А. Диагностика теплового состояния якоря тягового электродвигателя постоянного тока // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2019. – № 3. – URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-teplovogo-sostoyaniya-yakorya-tyagovogo-elektrodvigatelya-postoyannogo-toka (дата обращения: 23.11.2024).

8. Метельков В.П. О проблеме перегрева обмотки ротора асинхронных двигателей в пусковых режимах высокоинерционных электроприводов нефтегазовой и горной промышленности / А.М. Зюзев, В.П. Метельков // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. – 2018. – Т. 329. – № 7. – С. 96−103.

9. Метельков В.П. Двухканальная термодинамическая модель асинхронного двигателя для систем тепловой защиты / А.М. Зюзев, В.П. Метельков // Электротехнические системы и комплексы. – 2018. – № 2 (39). – С. 4–11.

10. Голдовская А.А., Дорохина Е.С., Рапопорт О.Л., Асланян Р.О. Актуальность создания и применения системы теплового контроля асинхронных тяговых электродвигателей // Доклады ТУСУР. – 2014. – № 2 (32). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-sozdaniya-i-primeneniya-sistemy-teplovogo-kontrolya-asinhronnyh-tyagovyh-elektrodvigateley (дата обращения: 18.11.2024).

11. Glowacz A., Glowacz A., Glowacz Z. Detection of short-circuits of dc motorusing thermographic images, binarization and k-nn classifier // Tehničkivjesnik. – 2017. – Т. 24, N 4. – Рр. 1013–1018. – https://doi.org/10.17559/TV-20150924194102

12. Glowacz A. Thermographic fault diagnosis of electrical faults of commutator and induction motors // Engineering Applications of Artificial Intelligence. – 2023. – Vol. 121. – Р. 105962. – DOI: 10.1016/j.engappai.2023.105962ISBN: 0952-1976

13. Губарев П.В., Больших И.В., Талахадзе Т.З. Методы проведения исследования тепловых режимов тяговых двигателей локомотива при испытаниях после заводского ремонта // Транспортное машиностроение. – 2022. – № 1-2 (1-2).

14. Ключев В.И. Теория электропривода: [учебник для вузов по специальности «Электропривод и автоматизация промышленных установок»] / В.И. Ключев. – М.: Энергоатомиздат, 1985. – 560 с.

15. Борисенко В.Ф. Электромеханические системы автоматизации стационарных установок: монография / В.Ф. Борисенко, В.А. Сидоров. – М.; Вологда: Инфра-Инженерия, 2022. – 364 с.

Тепловое диагностирование электрических двигателей с использованием органолептических или приборных методов в практике деятельности ремонтных служб промышленных предприятий является одним из основных методов оценки их состояния, дополняя результаты виброметрии и ваттметрии. Около 5% отказов двигателей сопровождаются только повышением температуры, а в 95% этот симптом проявляется совместно с другими диагностическими признаками. Современные приборы термометрии, результаты компьютерного моделирования значительно расширили понимание процессов теплообразования и теплопередачи при взаимодействии элементов двигателя. В то же время для реальных условий производства необходимым представляется общее понимание причин повышения температуры как фактора ухудшения состояния. Формирование обобщенного подхода с учетом особенностей теплового диагностирования электродвигателей позволит эффективно решить задачу оценки состояния двигателей и предоставит данные для создания цифровых двойников.

Вопросы диагностирования асинхронных двигателей на базе данных об их нагреве (для оценки текущего состояния) считаются одними из основных как в классических работах [1, 2], так и в публикациях XXI в. [3, 4]. Современная техника для измерения температуры позволяет выполнять экспериментальный и теоретический анализ теплового состояния электрооборудования и обмоток электрических машин на основе дистанционного измерения [5]. Отмечается возможность с достаточной степенью точности выполнить расчет температуры в объеме обмотки при различных нагрузках. Результаты исследования, моделирования и проектирования компонентного модуля искусственной нейронной сети для дистанционной тепловой диагностики электродвигателей рассмотрены в статье [6]. Повышение надежности тяговых электрических машин постоянного тока в работе [7] предлагается выполнить на основе изучения теплового состояния коллектора тягового электродвигателя тепловоза в эксплуатации. Проблемы перегрева обмотки ротора асинхронных двигателей в пусковых режимах высокоинерционных электроприводов нефтегазовой и горной промышленности обсуждаются в работе [8]. В продолжение указанных исследований была создана двухканальная термодинамическая модель асинхронного двигателя для систем тепловой защиты [9]. Актуальность создания и применения системы теплового контроля асинхронных тяговых электродвигателей по результатам расчета теплового поля асинхронного тягового двигателя показана в статье [10].

Для Цитирования:
Борисенко В. Ф., Сидоров В. А., Возможности теплового диагностирования электродвигателей при оценке технического состояния. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: